Психологи говорят, что современные дети больше, чем любое поколение до них, подвержены скуке. Они совершенно не умеют развлекать себя самостоятельно. Чтобы развеселить обычного мальчика или девочку лет десяти, потребуется пара шкафов игрушек, телевизор с сотней каналов, несколько гаджетов и родители, готовые в любой момент предложить очередную забаву. А ведь
«жизнь в десять лет всегда замечательна, особенно когда есть немного фантазии и друзья, готовые воплощать их вместе с тобой!» – говорит на страницах сборника реалистичных рассказов «Секреты нашего двора», выпущенного по гранту
"Новые имена современной литературы", писатель Валерий Екимов.
В своих историях автор вспоминает былое. Кому-то покажется, что семидесятые – это не просто прошлый век, это почти так же далеко от нас, как годы жизни Пушкина или даже Средневековье. Но математику не обмануть. Прошло всего пятьдесят лет, а это не так уж много в масштабе истории. Люди помнят, какой была та эпоха. Им не нужны учебники, чтобы восстановить картины прошлого перед внутренним взором, а потом рассказать всё, что получилось увидеть и услышать. К поколению детей семидесятых принадлежит Валерий Екимов, который с готовностью преподносит своеобразный урок истории школьникам. Но вместо нудных дат и сухого изложения фактов в его книге исключительно веселье, приключения и фантазия. То есть всё, что составляло основу бытия простых мальчишек того времени и чего так не хватает ребятам двадцать первого столетия.
Погружение в семидесятые очень полное. Путешествие между главами немного наивное, так как дети в те годы, с одной стороны, были более самостоятельными и ответственными, а с другой – куда меньше думали о взрослых вещах, по определению проникнутых страхами и пессимизмом. Они были чистыми, искренними, бесстрашными и с радостью помогали друг другу. Те мальчишки знали вкус настоящей дружбы и лихой свободы:
«Мелькают спины, пятки, руки, головы, сердце перемещается, ухая одновременно по всему телу, в горло». Валерий Екимов с упоением описывает, какие проказы творили его сверстники, делая акцент на чести и доблести, доброте и дружеских привязанностях. Именно они стали основой нарисованных на страницах характеров.
Ещё одной отличительной чертой ребят семидесятых был идеализм. Они росли с мыслью о великом прошлом своей страны, с уважением к подвигам отцов и уверенностью в светлом завтра. И, конечно, мечтали стать достойными сыновьями, увлекаясь реальной историей и не страшась знакомиться с ней. Валерий Екимов, будучи представителем своего поколения, не мог оставить в стороне эту значимую тему. А потому в его приключенческой книге также видны следы войны:
«Эти высоты постоянно переходили из рук в руки. Под высокой травой много глубоких десятиметровых воронок от ударов тяжёлых бомб и орудий. На каждый квадратный метр земли здесь до килограмма металла. Тяжёлые шли бои. Здесь жив страх... до сих пор».
В простых строках, лишённых пафоса, чувствуется пиетет перед свидетельствами былой славы. Он передаётся читателю, даже против его воли, создаёт определённый менталитет, способствующий развитию национальной идеи, и помогает возникнуть преемственности между поколениями.
Ещё одна тема, которая в наибольшей степени раскрывается в последней повести – это отношение между людьми и животными. Любовь к четвероногим братьям присутствует в каждом слове, как и восхищение их искренностью, преданностью, готовностью отдать всё ради своего хозяина.
«Страшное зрелище – огромный раненый пёс, закрывая собой девочку, стоит в медленно вытекающей из-под него чёрной луже напротив разъярённых потерей самки четырёх взрослых кобелей!»
Всё самое светлое, положительное, высокоморальное воспевается в книге. Валерий Екимов не опускается до лекций и не делает попыток навязать своё мнение. Он соблюдает баланс между развлекательным и поучительным, расставляя акценты в сторону приключений, через которые опосредованно доносит главные мысли, вызывая внутренний трепет, рождая стремление проявлять фантазию, навсегда позабыв слово «скука», и воспитывая желание хоть немного походить на героев историй из
«Секретов нашего двора» – собственных родителей, бабушек и дедушек.