Поэт и литературовед Лев Озеров в стихотворении «К истории» сказал:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами.
И если со вторым его утверждением всё более-менее ясно, то вот помощи талантам зачастую ждать неоткуда. Порою всю жизнь их произведения томятся в столе или пылятся на книжных полках, опубликованные, но не востребованные. И лишь смерть писателя побуждает и критиков, и общество заговорить о нём, по достоинству оценить талант и вознести на вершину литературного Олимпа. Увы, такие случаи не редкость. Предлагаем вашему вниманию рассказ о пяти литераторах, произведения которых получили признание лишь после смерти авторов.
Франц Кафка. Болезненный и замкнутый, он и писал о том, что его современники не могли понять и принять. Но он к славе и не стремился. «Только неистово писать ночами — вот чего я хочу. И умереть от этого или сойти с ума…» — писал Кафка товарищу. Причём сойти с ума он на самом деле тоже боялся, а потому всё это изливал в произведениях, которые складывал в стол. Правда, несколько рассказов Кафка всё-таки опубликовал, но они остались незамеченными.
Уже предчувствуя кончину, писатель просил своего друга уничтожить всё, что он написал. Но товарищ оказался человеком прозорливым и не бросил в огонь ни единой бумаги. Наоборот, он отнёс их в издательство, и критики восторженно аплодировали произведениям.
Именно благодаря Максу Броду сегодня мы знаем Франца Кафку, чешского писателя, одного из самых гениальных в двадцатом веке.
Эдгар По. Это сегодня мы называем писателя родоначальником детективного жанра, зачитываемся его рассказами и мистическими новеллами. Но пока литератор был жив, он хоть и много печатался, успехом у читателей не пользовался. Зато недругов в литературных кругах нажил достаточно. Один из них, издатель Руфус Грисуолд, после смерти По написал о нём книгу, в которой рассказал о странностях и безумствах писателя. Однако книга имела обратный эффект: она лишь подогрела интерес к персоне Эдгара По, и все ринулись читать его произведения.
В Европе слава к американскому литератору слава пришла благодаря Шарлю Бодлеру, который под впечатлением от «Ворона» рекомендовал книги По всем знакомым.
Стендаль. Кто бы мог подумать, что даже позитивные отзывы и рекомендации находящегося на вершине славы Бальзака не помогут Мари-Анри Бейлю, публиковавшемуся под псевдонимом Стендаль, закрепиться в литературных кругах? Современники знали его как интеллектуала, обладающего искромётным юмором, а вот писателя в нём не рассмотрели. И если бы напечатанный роман «Красное и чёрное» имел бы успех у читателя, Стендалю, возможно, не пришлось бы последние годы жизни прозябать в нищете. Зато сегодня он является одним из самых талантливых французских писателей.
Эмили Бронте. В семье Бронте выросли три сестры — Шарлотта, Эмили и Энн. Все они писали и печатались, но успехом не пользовались, так как публика, вероятно, не могла разобраться в обилии авторов с одинаковой фамилией. «Грозовой перевал» Эмили долгое время стоял на полках в книжных лавках, однако раскупили его лишь тогда, когда Шарлотта выпустила «Джейн Эйр». Роман Эмили называли одной «из прекраснейших книг всех времён», выражали надежду на дальнейшее творчество автора. Но к этому моменту Эмили была уже год как мертва. Двадцатый век благодаря кинематографу вознёс «Грозовой перевал» на новые вершины — экранизировали роман много раз, в том числе Луис Бунюэль и Жак Риветт.
Сергей Довлатов. «Я не писатель, я рассказчик. Я не пишу, как людям надо жить. Я описываю, как они живут», — признавался в одном из интервью Сергей Донатович. Однако людей это не интересовало, да и партия была против таких рассказов. Он эмигрировал, и в Америке его произведения печатались, однако Довлатов мечтал лишь об одном — публиковать свои книги на родине, именно здесь найти своего читателя.
На фоне несоответствия мечты и реальности возникла депрессия, потом пьянство, что в итоге привело к смерти в августе 1990 года. А спустя пять дней в России пустили в печать его повесть «Заповедник». В следующем году вышли «Зона» и «Компромисс». Произведения Довлатова расходились на родине сотнями тысяч…
Да, талант может пробиться и без помощи. И если вдруг вам некому помочь, не отчаивайтесь и не теряйте надежду: поистине талантливым вещам обязательно придёт время. Как говорила Марина Цветаева, «настанет свой черёд».
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,