Татьяна Мажорина
mazhorina-tatjanaДата: Четверг, 06 Июл 2017, 18:37 | Сообщение # 4001
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
Цитата АНИРИ ()
Тань, стих замечательный. Профи, что говорить.

Ириш, спасибо! Стараюсь, насколько получается))
Цитата Ла-Ра ()
Танечка, умница наша, спасибо за знакомство с талантливым человеком! Сколько их ещё у нас? Великое множество! А значит, ты ещё не раз порадуешь нас своими очерками!

Да, Ларочка - великое множество. Так что работы у меня - непочатый край!

Ира, Лара, спасибо вам, что всегда читаете! Просто хочется обнять вас за тысячи километров, что для нас не есть расстояние))))

Прикрепления: 5392472.jpg (6.5 Kb)


Моя авторская библиотека
mazhorina-tatjanaДата: Воскресенье, 09 Июл 2017, 09:21 | Сообщение # 4002
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
«Я обращаюсь с требованьем веры»

1
К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! –
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

«Я обращаюсь с требованьем веры»... Несколько необычно и, быть может, претенциозно, звучат слова, вышедшие из-под пера двадцатилетней Марины Цветаевой, уже тогда громко заявившей о себе. И следом – «И с просьбой о любви» – совсем другой оттенок, как будто обращаются к современникам два совершенно разных человека. В этом она вся: мятежная, противоречивая и удивительно талантливая! Похоже, юная поэтесса не очень-то верит в жизнь после смерти в её библейском понимании и, тем не менее, рассчитывает оставить яркий след на земле, иначе не имеет никакого смысла само её существование:

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все – как будто бы под небом
И не было меня!

Марина с одной стороны уверена в силе своего слова и, в тоже время, её гложет страх оказаться в одиночестве невостребованным, непризнанным поэтом. Обратите внимание, как мысли Цветаевой тесно переплетаются с блоковскими «Умрёшь - начнёшь опять сначала, и повторится все, как встарь…». А к поэзии Александра Блока – «вседержателя её души», у Марины особое, можно даже сказать трепетное отношение. Приведу отрывок из цикла стихотворений, посвящённых поэту №1:

Я на душу твою – не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь
И под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твоё святое
Поцелую вечерний снег.

Невероятно сильные строки! Насколько бережное, даже трепетное отношение к поэзии Блока, безоговорочное преклонение перед его творчеством… Классическая поэзия живёт по своим правилам: с точки зрения Марины в ней ощущается некий застой, то есть «сон и фимиам», а она горит желанием внести свежую струю, раскрыть читателю свой богатый внутренний мир. Всплеск эмоций, спонтанность, новизна её стихов ассоциируется с брызгами фонтана, искрами ракет, драгоценными винами. Следующие стихи служат ярким подтверждением вышесказанного:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что – я поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
– Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

И черёд действительно настал. Пусть не все в наше время увлекаются книгами, но в Интернете просмотров её стихов довольно много. Стихи такого уровня не читать невозможно. Непостижимая творческая мощь, «ослепительная расточительность», особый синтаксис и ритм, работающий порой по её собственным законам. Но… начнём всё по порядку. Передо мной книга «Воспоминания» Анастасии Цветаевой (880стр!). Попробую, по возможности, кратко ознакомить читателя с некоторыми подробностями из жизни Марины. Родилась будущая поэтесса 26 сентября (8 октября по новому стилю) 1892 года в Москве на день Иоанна Богослова в Трёхпрудном переулке, дом №8 (не сохранился). Вот как она сама пишет об этом:

«Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась».

Отец – Иван Владимирович Цветаев – филолог, профессор Московского университета, великий труженик-просветитель, основатель первого в дореволюционной России Музея изящных искусств. Мать – Мария Александровна (урождённая Мейн) из обрусевшей польско-немецкой семьи. В семье, кроме Марины и младшей сестры Анастасии, были ещё дети от первого брака отца: старшие сестра Лёра и брат Андрей. Мама Мусю (так её называли в детстве) не смогла кормить. Малышке взяли кормилицу – цыганку с крутым нравом. Когда дедушка подарил ей позолоченные серьги, она в ярости, что не золотые, бросила их об пол и растоптала.
Муся росла любознательным, бойким ребёнком: не уступала мальчишкам в драках, могла ловко шевелить ушами, складывать язык трубочкой, разводить веером и шевелить по желанию пальцами на ногах. В четыре года расхаживала по комнатам и твердила какие-то рифмы. Мама гордилась ею и прочила малышке музыкальную карьеру, поскольку сама была прекрасной пианисткой. И музыка Марине удавалась, но стихи – это нечто другое, это её стихия, смысл всей её жизни. Страсть к слову, к буквам, его составляющим, к звукам была неотъемлемой частью существования обеих сестёр. Ещё до школы они могли изъясняться на трёх языках. Семья поначалу могла себе позволить держать гувернантку, репетиторов, приходящих учителей.Каждое лето, вплоть до 1902 года девочки проводили в Тарусе.



Религиозного воспитания девочки не получали, усердного посещения церкви и не менее усердных молитв не было. Всё было в облеченном варианте, как и во многих других профессорских семьях, то есть празднование Рождества, Пасхи, некоторое воздержание во время Великого поста. Зато нравственное воспитание, разграничение добра и зла, поклонение героическому началу (вплоть до смерти за идею) мамой внедрялось с особым энтузиазмом. Дерзновенный полёт Икара, гибель прикованного к скале Прометея, доктора Гааз, отдавшего жизнь заключённым больным людям (герой уже XIX) и т.д. Все герои мифологии и исторических романов: Антигона, Перикл, Бонапарт, Вильгельм Тель, Жанна д'Арк были неотъемлемой частью их детства. «Божественная комедия Данте» всегда занимала в душах сестёр особое место.

В 1902 году мама тяжело заболела, и семья была вынуждена уехать за границу. Марине на тот момент было 10 лет, Асе – 8. Безоблачное счастливое детство осталось позади. Италия, Швейцария, Германия, Крым... Быстрая смена обстановки, новые знакомства, новые друзья, продолжение учёбы в интернатах, частных пансионах, острая нехватка общения с мамой (только по выходным). Если в Италии им понравилось, то в остальных местах было не столь радужно. Особенно невыносимой оказалась жизнь в Германии. Пансион Бринк – каменное серое, довольно неприветливое здание – выглядел настоящей темницей, в которой тошно было жить и, тем более, учиться. За каждую плохую отметку, за каждое замечание (каплю воды, оставленную на умывальнике, волос в расчёске, слабо натянутую простынь, мимолётный поворот головы к окну во время игры на пианино и т.п.) без промедления сообщалось родителям. К тому же, чувство постоянного голода: если перепадёт кусочек ветчины или жилистого мяса, то он невероятно тонкий – прямо светится, хлеб только серый.

Холодной осенью 1904 года мама девочек сильно простудилась. К вяло текущей чахотке добавилось двухстороннее воспаление лёгких. Решено было перебираться в Россию, в Ялту. За год, проведённый в Крыму, совсем ещё юная Марина, сблизилась с революционерами (с уст не сходило имя лейтенанта Шмидта), писала героические, совсем ещё детские, но пламенные, проникновенные стихи, что очень огорчало маму. Состояние Марии Александровны всё ухудшалось. И крымские врачи на этот раз оказались бессильны. После четырёхлетних скитаний семья вернулась в Москву. На лето маму привезли в Тарусу. В июле 1906 года она умерла. Отец, переживший потерю второй жены, надолго попал в клинику. Марина ушла жить в интернат. Была осень 1906 года…

(продолжение следует)
Прикрепления: 5205515.jpg (3.9 Kb)


Моя авторская библиотека

Сообщение отредактировал mazhorina-tatjana - Пятница, 14 Июл 2017, 18:09
ledolaДата: Воскресенье, 09 Июл 2017, 11:44 | Сообщение # 4003
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 10688
Награды: 93
Репутация: 273
Статус:
Цитата mazhorina-tatjana ()
«Я обращаюсь с требованьем веры»

О! Ждала я, Таня, эту статью, ждала! Отличное начало! applause
Марина очень неординарная поэтесса, самая любимая мною.


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА


Сообщение отредактировал ledola - Воскресенье, 09 Июл 2017, 11:44
mazhorina-tatjanaДата: Воскресенье, 09 Июл 2017, 12:07 | Сообщение # 4004
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
Цитата ledola ()
О! Ждала я, Таня, эту статью, ждала! Отличное начало!

Спасибо! Лена, я так долго собиралась почему-то, как никогда... Кроме воспоминаний Анастасии Цветаевой, перечитала воспоминания дочери Марины - Ариадны Эфрон и биографа - Анны Саакянц. Порой встречаются между ними несостыковки, и это мне не давало покоя. Постараюсь их обойти - не моё дело решать - кто из них более прав. Моё дело - её поэзия.
Цитата ledola ()
Марина очень неординарная поэтесса, самая любимая мною.

И мною тоже! А ещё мне импонирует то, что день рождения у нас один и тот же))


Моя авторская библиотека

Сообщение отредактировал mazhorina-tatjana - Воскресенье, 09 Июл 2017, 12:09
catya29Дата: Понедельник, 10 Июл 2017, 06:36 | Сообщение # 4005
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 5489
Награды: 147
Репутация: 137
Статус:
Цитата mazhorina-tatjana ()
«Я обращаюсь с требованьем веры»


Замечательная статья...полное погружение в детство и юность Любимой Поэтессы....


http://planeta-knig.ru/shop/777/desc/vam-edinstvennomu-na-svete МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА!

Моя копилка на издание книги.


Сообщение отредактировал catya29 - Понедельник, 10 Июл 2017, 06:36
mazhorina-tatjanaДата: Вторник, 11 Июл 2017, 18:24 | Сообщение # 4006
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
Цитата catya29 ()
Замечательная статья...полное погружение в детство и юность Любимой Поэтессы....

Спасибо, Катюша! flower


Моя авторская библиотека
Ла-РаДата: Среда, 12 Июл 2017, 07:22 | Сообщение # 4007
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3378
Награды: 42
Репутация: 127
Статус:
Цитата mazhorina-tatjana ()
«Я обращаюсь с требованьем веры»

Танечка, очень интересно написано! Про любимых авторов можно читать и писать бесконечно и всё равно будет мало!
Спасибо тебе, за твой труд!


От себя не убежишь...
mazhorina-tatjanaДата: Среда, 12 Июл 2017, 15:38 | Сообщение # 4008
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
Цитата Ла-Ра ()
Танечка, очень интересно написано! Про любимых авторов можно читать и писать бесконечно и всё равно будет мало!

Спасибо, Лариса! biggrin
Совершенно согласна с тобой. И потому - продолжаю)))))


Моя авторская библиотека
mazhorina-tatjanaДата: Среда, 12 Июл 2017, 15:44 | Сообщение # 4009
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
«Я обращаюсь с требованьем веры»

2
На дом, о свидании с которым мама и сёстры так мечтали все долгие годы странствий, пала огромная, пугающая пустота. Положение усугублялось ещё и тем, что в папином кабинете висел увеличенный до естественных размеров портрет мамы в гробу, что отравляло всякие воспоминания о прежней жизни. Конечно, это было его ошибкой и привело к обратному эффекту: девочки не могли сказать ему об этом, потому что боялись обидеть и попросту перестали заходить в любимый ранее кабинет. На выходные будущая поэтесса из интерната наведывалась домой. Грусть стала постоянной спутницей жизни обеих сестёр. Приведу последние строки из стихотворения Марины о маме:

…С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывёт по воле всех ветров!
Всё бедней лазурный остров – детство,
Мы на палубе одни стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!

Она с уроками справлялась легко и торопилась поскорее заняться чтением любимых книг или написанием стихов, порой даже прогуливала гимназию и пряталась с книгами на чердаке. В шестнадцатилетнем возрасте Марина увлеклась переводом «Орлёнка» Э. Ростана и ничего другого на тот момент для неё не существовало. Со слов Анастасии Цветаевой: «Она выписывала из Парижа всё, что можно было достать по биографии Наполеона – тома, тома, тома. Стены её комнаты были увешаны его портретами и гравюрами Римского короля, герцога Рейхштадтского. Марина любила первую жену Наполеона и ненавидела мать «Орлёнка», вторую жену Наполеона – белобрысую австриячку Марию-Луизу, для которой, чтобы иметь сына, он должен был оставить любимую, но бесплодную Жозефину… Словно о себе она тосковала, с такой страстью вжилась в судьбу Наполеона! Кого из них она любила сильнее – властного отца, победителя стольких стран, или угасшего в юности его сына, мечтателя, узника Австрии? Любовь к ним Марины была раной, из которой сочилась кровь». Увлечение Наполеоном не утихало. Дошло до того, что в киоте иконы, что над её письменным столом был вставлен его портрет. И гнев папы нисколько не образумил её. Она настолько проникла в образ своего кумира, что проживала какую-то чужую жизнь, отдельную ото всех.

В октябре 1910 года вышла её первая книга «Вечерний альбом». О ней заговорили. Встречается с В.Я. Брюсовым, Эллисом, М.А. Волошиным, А.Н. Толстым. В Коктебеле у Макса Волошина Марина знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Сидя на пляже, она загадала, что выйдет замуж за того, кто первый преподнесёт ей любимый камень – сердолик. Поделилась мыслями с Максом, и чудо свершилось! К ней подошёл высокий, худой,довольно симпатичный молодой парень (москвич) с огромными глазами "цвета моря" и, привстав на одно колено, преподнёс ей заветный камень. Между ними сразу пробежала искра. Пылкий романтический рыцарь тут же завоевал её сердце.



Венчание состоялось в Москве в январе 1912 года. В феврале вышла вторая книга Марины Волшебный фонарь». А в сентябре у них родилась дочь, которую назвали Алей, Ариадной, в честь любимой цветаевской героини греческих мифов. На деньги, полученные в наследство, молодожены купили дом. Процитирую отрывок одного из стихотворений, посвящённых мужу:

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след –
Очаровательные франты
Минувших лет.

30 августа 1913 года в Москве умирает отец Марины. Для сестёр эта смерть означала не только потерю любимого, родного человека, но и наступление того немыслимо страшного дня, когда дом на Трехпрудном окончательно перестал быть их домом. Она пишет замечательное стихотворение, обращённое к своему читателю, в котором умоляет, просит его поторопиться прийти, последний раз «посмотреть наш дом», потому как понимает, что наследником его станет Андрей Цветаев, человек, который, по её мнению, никогда не любил и не понимал этот дом – «душу её души»:

Ты, чьи сны еще непробудны,
Чьи движенья ещё тихи,
В переулок сходи Трёхпрудный,
Если любишь мои стихи.
О, как солнечно и как звёздно
Начат жизненный первый том,
Умоляю – пока не поздно,
Приходи посмотреть наш дом!
Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь ещё не срублен
И не продан ещё наш дом.

На следующий год выходит третий сборник стихов «Из двух книг». Расцвет её красоты, женственности, творческий взлёт! Красивая, успешная, любимая и любящая! Без ложной скромности Марина пишет одно из лучших посвящений Сергею: «Я с вызовом ношу его кольцо! - Да, в Вечности — жена, не на бумаге». Это июнь 1914 года. Мир на пороге Первой Мировой войны, и следующие её слова звучат как пророчество:

В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие в – роковые времена –
Слагают стансы и – идут на плаху.

Ранней весной 1915 года Сергей Эфрон вместе с санитарным поездом уезжает на фронт в качестве брата милосердия. Марина ведёт себя несколько отрешённо, вся поглощена в поэзию, вместе с Софьей Парнок весну и лето проводит в Малороссии и в Коктебеле у Макса, знакомится с Осипом Мандельштамом. 1916 год встречает в Петрограде. Знакомится с Михаилом Кузьминым, начинает активно сотрудничать с журналом «Северные записки». Вернувшись домой, она себя ощущает вполне состоявшимся российским поэтом, причём именно московским, даже вступает в некое соревнование с петроградскими парнасцами: «У меня в Москве купола горят» (Блоку); «И я дарю тебе свой колокольный град, – Ахматова! – и сердце своё в придачу; «Из рук моих – нерукотворный град/Прими, мой странный, мой прекрасный брат» (Мандельштаму). По возвращению из Петрограда в стихах появляются ранее не звучавшие фольклорные интонации, широта и удаль русской песни, частушки, в которых Марина умело пользуется повторами:

Не люби, богатый, – бедную,
Не люби, ученый, – глупую,
Не люби, румяный, – бледную,
Не люби, хороший, – вредную:
Золотой – полушку медную!

Прошли те времена, когда можно было заниматься тем, чем хотелось. «Из истории не выскочишь» – так скажет она позднее. История сама диктует сюжеты, от которых никуда не деться, не убежать, не спрятаться. К Февральской революции она отнеслась пока ещё машинально, написав: «Пал без славы орёл двуглавый. Царь! Вы были неправы». В апреле 1917 года в семье родилась вторая дочь – Ирина. Для Цветаевой наступил сложный период. Планов по-прежнему было много, но осуществить их не представлялось возможным. «В Москве безумно трудно жить», – писала она Волошину в августе и в сентябре уехала в Крым. Муж, получивший назначение прапорщика запасного пехотного полка, остался в Москве. Марина Ивановна в самый разгар Октябрьских событий вернулась за Сергеем, и они месте, оставив детей в столице, уехали к Максу в Коктебель. «Когда через некоторое время Цветаева вернулась за детьми, обратного пути в Крым уже не было», – пишет Анна Саакянц – биограф Марины. Так началась долгая разлука с мужем, прерванная лишь на несколько дней в январе 1918 года, когда он тайно появился и уехал в Ростов, чтобы присоединиться к Добровольческой армии. «Белый офицер, он отныне превратился для Цветаевой в мечту, в прекрасного «белого лебедя», героического и обречённого». Привожу стихотворение, которым она отозвалась на создавшуюся ситуацию:

На кортике своем: Марина -
Ты начертал, встав за Отчизну.
Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни.
Я помню ночь и лик пресветлый
В аду солдатского вагона.
Я волосы гоню по ветру,
Я в ларчике храню погоны.

Марина стоически переносила разлуку и беспомощно – разруху и лишения, ездила в Тамбов за продуктами, устроилась регистратором в Наркомнац, но продержалась всего лишь полгода. Самое тяжёлое, голодное время – осень 1919 года, когда она вынуждена была временно отдать девочек в подмосковный приют. Тяжело заболевшую Алю забрала обратно, неимоверными усилиями выходила, а младшую Ирину спасти не удалось. Голодно. Холодно. Невыносимо трудно, но… сколько записей она сделала в тетради. Никогда ещё Марина не писала так напряжённо, вдохновенно, разнообразно, взахлёб! Три сотни стихотворений, поэма «Царь-Девица», шесть романтических пьес… И это всего за три года!

Не Муза, не Муза
Над бедною люлькой
Мне пела, за ручку водила.
Но Муза холодные руки мне грела,
Горячие веки студила.

Так начинается поэма «На красном коне», написанная в январе 1921 года. Цветаевская поэзия достигает наивысшего накала, обретает высокую трагедийность. «Героиня приносит к ногам Гения-повелителя – всадника на красном коне – свою жизнь, чтобы он умчал её ввысь, «в лазурь», в иной мир – в небо поэта», – цитирую Анну Саакянц. Не могу не привести необыкновенно болевые, пронзительные строки, в которых всё-таки прослеживается надежда автора на прекращение братоубийственной Гражданской войны:

Эх вы правая с левой две варежки!
Та же шерсть вас вязала в клубок!
Дерзновенное слово: товарищи
Сменит прежняя быль: голубок.
Побратавшись да левая с правою,
Встанет — всем Тамерланам на грусть!
В струпьях, в язвах, в проказе — оправдана,
Ибо есть и останется — Русь.

14 июля 1921 года – день, который подарил ей надежду, перевернул всю её дальнейшую жизнь. В этот день она впервые получила письмо от мужа, с которым давно потеряна связь. Оказывается – он жив, находится в Константинополе и собирается перебраться в Чехию. Конечно же, Марина, не раздумывая, решила воссоединиться с мужем. Далее начнутся долгие годы эмиграции…

(продолжение следует)
Прикрепления: 5224592.jpg (6.0 Kb)


Моя авторская библиотека

Сообщение отредактировал mazhorina-tatjana - Пятница, 14 Июл 2017, 18:14
ilchishinaДата: Среда, 12 Июл 2017, 17:23 | Сообщение # 4010
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 5212
Награды: 163
Репутация: 199
Статус:
Таня,какая же ты молодец,взялась за такую интересную тему. Мне кажется,нет человека,любящего поэзию,чтоб он остался равнодушен к творчеству Цветаевой. Пишешь как всегда цельно и увлекательно. Браво!!!


"Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь."А.Н.Островский
--------------------------------
С уважением. Зинаида
mazhorina-tatjanaДата: Среда, 12 Июл 2017, 19:16 | Сообщение # 4011
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
Цитата ilchishina ()
Таня,какая же ты молодец,взялась за такую интересную тему. Мне кажется,нет человека,любящего поэзию,чтоб он остался равнодушен к творчеству Цветаевой. Пишешь как всегда цельно и увлекательно. Браво!!!

Зиночка, спасибо! Рада, что почитываешь время от времени. smile


Моя авторская библиотека
АнтосычДата: Четверг, 13 Июл 2017, 11:26 | Сообщение # 4012
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4284
Награды: 80
Репутация: 230
Статус:
Таня, привет. Я пока очерки не читаю. Только на стишки хватает времени. Но после отпуска, осенью наверстаю.
smile


Физик-лирик, детский загадочник
mazhorina-tatjanaДата: Четверг, 13 Июл 2017, 15:28 | Сообщение # 4013
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
Цитата Антосыч ()
Таня, привет. Я пока очерки не читаю. Только на стишки хватает времени. Но после отпуска, осенью наверстаю.

Приветик, Толя! biggrin Так и запишем)))))


Моя авторская библиотека
АНИРИДата: Четверг, 13 Июл 2017, 16:26 | Сообщение # 4014
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4538
Награды: 36
Репутация: 62
Статус:
Читаю, так интересно. Замечательно

Чуть в сторонке
натальямеркушоваДата: Четверг, 13 Июл 2017, 16:53 | Сообщение # 4015
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4625
Награды: 57
Репутация: 91
Статус:
Таня, люблю читать твои исследования творчества известных поэтов.

Даже известное предстаёт по новому.

Спасибо!

Парнок?


Меркушова
mazhorina-tatjanaДата: Четверг, 13 Июл 2017, 17:31 | Сообщение # 4016
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
Цитата АНИРИ ()
Читаю, так интересно. Замечательно

Спасибо, Ириш! А я сегодняпишу главу об эмиграции.. Завтра выложу.
Кстати, у тебя перехватила метод писать и выкладывать по частям. Во-первых, не так много времени забираешь у читателя и, во-вторых, изначальная публикация тебя просто обязывает писать дальше, дисциплинирует, так сказать.
Цитата АНИРИ ()
Таня, люблю читать твои исследования творчества известных поэтов.
Даже известное предстаёт по новому.

Спасибо, Наташа! А я люблю их писать))
Цитата натальямеркушова ()
Парнок?

Да, Парнок. Спасибо, что заметила описку.

АНИРИ, натальямеркушова, девочки, я вам очень благодарна, что находите время на прочтение моих опусов. Ещё раз, спасибо!!!


Моя авторская библиотека
ledolaДата: Четверг, 13 Июл 2017, 20:19 | Сообщение # 4017
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 10688
Награды: 93
Репутация: 273
Статус:
Цитата mazhorina-tatjana ()
Конечно же, Марина, не раздумывая, решила воссоединиться с мужем. Далее начнутся долгие годы эмиграции…

Таня, очень хорошо получается всё у тебя! Читаю о Марине, как впервые! biggrin biggrin
С нетерпением жду продолжения!!


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА
mazhorina-tatjanaДата: Четверг, 13 Июл 2017, 22:07 | Сообщение # 4018
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
Цитата ledola ()
Таня, очень хорошо получается всё у тебя! Читаю о Марине, как впервые!
С нетерпением жду продолжения!!

Леночка, спасибо! smile
Завтра закончу о годах эмиграции и выложу. Сегодня уже голова не работает))


Моя авторская библиотека
catya29Дата: Пятница, 14 Июл 2017, 06:46 | Сообщение # 4019
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 5489
Награды: 147
Репутация: 137
Статус:
Цитата mazhorina-tatjana ()
…С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывёт по воле всех ветров!
Всё бедней лазурный остров – детство,
Мы на палубе одни стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!


Цитата mazhorina-tatjana ()
30 августа 1913 года в Москве умирает отец Марины. Для сестёр эта смерть означала не только потерю любимого, родного человека, но и наступление того немыслимого страшного дня, когда дом на Трехпрудном окончательно перестал быть их домом.


Как трогательно Марина писала о маме... как сильно любила папу... Спасибо , Таня, за подробное повествование жизни Цветаевой!!!


http://planeta-knig.ru/shop/777/desc/vam-edinstvennomu-na-svete МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА!

Моя копилка на издание книги.
Мила_ТихоноваДата: Пятница, 14 Июл 2017, 09:57 | Сообщение # 4020
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19709
Награды: 344
Репутация: 742
Статус:
Цитата mazhorina-tatjana ()
«Я обращаюсь с требованьем веры»

Замечательно, Таня! Марина, как и другие наши любимые - это те истоки, из которых мы все пьём и вдохновляемся.
Цитата mazhorina-tatjana ()
А ещё мне импонирует то, что день рождения у нас один и тот же))

эх... а у меня Репин да Коко Шанель в одноименинниках)))
а ещё - со мной в один день родился кроме перечисленных выше ли, кто бы вы думали, СВЕТОФОР!
5 августа во всем мире отмечается День рождения светофора. Именно в этот день в 1914 году на одном из перекрестков американского города Кливленд появился первый прибор для регулирования дорожного движения. 76 лет назад в британском Лидсе был установлен первый в мире "электрический полисмен". Так англичане назвали автоматический светофор, установленный на железном шесте на высоте 2,5 метра.

Вот. Так мы с ним и регулируем, и несём свет в массы wink


Играть со мной - тяжёлое искусство!
ledolaДата: Пятница, 14 Июл 2017, 10:28 | Сообщение # 4021
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 10688
Награды: 93
Репутация: 273
Статус:
Цитата Мила_Тихонова ()
Цитата mazhorina-tatjana ()
А ещё мне импонирует то, что день рождения у нас один и тот же))

Цитата Мила_Тихонова ()
эх... а у меня Репин да Коко Шанель в одноименинниках)))
а ещё - со мной в один день родился кроме перечисленных выше ли, кто бы вы думали, СВЕТОФОР!

Классно!
А я родилась в один день с Лавренитием Берия wacko


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА
mazhorina-tatjanaДата: Пятница, 14 Июл 2017, 14:02 | Сообщение # 4022
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
Цитата catya29 ()
Как трогательно Марина писала о маме... как сильно любила папу... Спасибо , Таня, за подробное повествование жизни Цветаевой!!!

Катюша, спасибо, что заходишь! biggrin
Цитата Мила_Тихонова ()
Замечательно, Таня! Марина, как и другие наши любимые - это те истоки, из которых мы все пьём и вдохновляемся.

Вдохновляемся - да! Только так написать, наверное, никогда не удастся. Слишком высока планка и болевой порог - тоже!
Цитата Мила_Тихонова ()
эх... а у меня Репин да Коко Шанель в одноименинниках)))
а ещё - со мной в один день родился кроме перечисленных выше ли, кто бы вы думали, СВЕТОФОР!

Цитата ledola ()
А я родилась в один день с Лавренитием Берия

Вооот, выяснили по ходу дела всех именинников)))))) biggrin

catya29, Мила_Тихонова, ledola, Катюша, Мила, Лена, как я рада, что моё повествование не остаётся без внимания (ой, в рифму получилось)))) Спасибо, мои дорогие девочки!


Моя авторская библиотека
mazhorina-tatjanaДата: Пятница, 14 Июл 2017, 14:11 | Сообщение # 4023
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
«Я обращаюсь с требованьем веры»

3
По нагориям,
По восхолмиям,
Вместе с зорями,
С колокольнями,
Конь без удержу, –
Полным парусом! –
В завтра путь держу.
В край без праотцов…

Стихи продолжали теперь уже не просто литься, а рваться из души. В них одновременно чувствовались и радость предстоящей встречи «Знай, в груди моей часы,/Как завёл. – не ржáвели» и неизбывная, глубокая скорбь по единственной своей родине «Ох, и красны ж у нас дымятся реки,/Малиновые полыньи».

15 мая 1922 года Марина Ивановна с девятилетней Алей приехали в Берлин. На тот момент он был центром русского зарубежья, поскольку отношения между Россией и Германией были дружественными. Там жили: М. Горький, А. Толстой, приезжали В. Ходасевич, С. Есенин и А. Белый, с которым они были особенно дружны. Наконец, в Берлине ей попала в руки книга лирических стихотворений Бориса Пастернака «Сестра моя – жизнь», которая пронзила её, будто током. Она все два с половиной месяца пребывания в столице Германии не выпускала её из рук и буквально разразилась – восторженной рецензией-отзывом. Приведу отрывок:
"Сестра моя Жизнь"! – Первое моё движение, стерпев её всю: от первого удара до последнего, руки настежь – так, чтоб все суставы хрустнули. Я попала под неё, как под ливень.
– Ливень: всё небо на голову, отвесом – ливень впрямь, ливень вкось, – сквозь, сквозняк, спор световых лучей и дождевых, – ты ни при чем: раз уж попал – расти!
– Световой ливень».
В Берлине произошла долгожданная встреча с Сергеем, который забрал жену с дочерью в Прагу по месту его обучения. Правительство Чехии выплачивало некоторым русским эмигрантам стипендию-пособие за счёт золотого запаса, вывезенного в Гражданскую войну из России. Конечно, жить в Праге, которую она безумно полюбила, оказалось не по карману, а потому три года с небольшим они снимали жильё в пригородах. Она сердцем прониклась ко всем «сирым и малым, прокопчёным трудягам» заводской окраины, слилась воедино с природой чешских деревень.

Деревья! К вам иду! Спастись
От рёва рыночного!
Вашими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!..
Что в вашем веянье?
Но знаю – лечите
Прохладой Вечности…

Марина прекрасно знала, что такое нелюбовь, гнев, неприязнь, но самозабвенно и романтично писала о любви, причём, это понятие было для неё бездонным. Формулировка, выведенная автором, что «пол и возраст не причём» весьма озадачивала тех, кто даже не пытался глубже вникнуть в суть этих простых слов. Можно влюбиться в собственную мечту, в ребёнка, в дерево, цветок, в литературного героя, в дом, в стихи какого-то автора, не говоря уже о мужчине и женщине, о родине в конце концов. И в каждом проявлении этого чувства будут присутствовать свои бесчисленные оттенки переживаний. Вот слова из воспоминаний дочери Ариадны Эфрон о том, какой она была:
«Казавшееся завершенным до замкнутости, до статичности, лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нём». Или ещё:
«Речь — сжата, реплики — формулы.
Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях, не выходя из пределов леденящей учтивости, молниеносным выпадом сражала оппонента».
В Чехии она завершила поэму «Мóлодец», начатую ещё в Москве, о могучей, всепобеждающей любви девушки Маруси к упырю в облике доброго мóлодца. Её можно назвать и сказкой, и притчей, и трагедией, и романом в стихах. Привлекает простонародная речь, виртуозно обработанная автором, употребление звукописи. Марина пишет и стихи, пронизанные щемящей болью от нищеты и убогости жизни:

Спаси Господи, дым!
– Дым-то, Бог с ним! А главное – сырость!
С тем же страхом, с каким
Переезжают с квартиры:
С той же лампою вплоть, –
Лампой нищенств, студенчеств, окраин.
Хоть бы деревце, хоть
Для детей! – И каков-то хозяин?

Весной 1923 года в её жизни появляется К. Родзевич – петербуржец, сын военврача, обучался на юридическом факультете в Пражском университете. После революции был одним из командиров Нижне-Днепровской красной флотилии. Марина пишет множество лирических стихотворений: «Психея», «Ремесло», «Что, Муза моя! Жива ещё?» и т.д. И всё-таки предпочтение отдаётся крупным формам – «Поэма Горы», "Поэма Конца», которые обращены к Родзевичу. Композиционное построение основано на единстве «достоверностей и романтики». Гора – это Петршин холм в Праге (в поэме - Смихов холм), но у Цветаевой это ещё синоним и символ любви, верх земли и низ неба:

Та гора была – миры!
Боги мстят своим подобиям!
… Горе началось с горы.
Та гора на мне – надгробием.

В 1960 году все рукописи, письма, книги, рисунки Родзевич переслал в Москву. Конечно, его репутация была далеко не безупречна, но слова, которыми он завершил автобиографию, достойны чести: «В Праге произошла моя встреча с Мариной Цветаевой, память о которой я бережно проношу сквозь всё возрастающую гущу времён… Поэтому я воздержусь от всяких комментариев. Можно ли заурядными словами передать то, что уже стало достоянием поэзии? Ноябрь 1978 г.)». "Поэма Конца» тематически продолжает предыдущую и обращена к тому же человеку, проводится чёткая линия между землёй и небом, бытом и бытием. В итоге Марина приходит к выводу, что «Жизнь, это то место, где жить нельзя». Поэма написана потрясающе пронзительно:

Как плющ! Как клещ!
Безбожно! Бесчеловечно!
Бро-сать, как вещь
Меня, не единой вещи
Не чтившей в сём
Вещественном мире дутом!
Скажи, что сон!
Что ночь, а за ночью – утро».

Далее обстановка накаляется ещё сильнее6 «Ска-жи, что бред, что нет и не будет мосту конца. Конец!» Предельная откровенность, на грани душевного срыва:

Я не более чем животное,
Кем-то раненное в живот.
Жжёт… как будто бы душу сдёрнули
С кожей! Паром в дыру ушла
Пресловутая ересь вздорная,
Именуемая душа.
Христианская немочь бледная!
Пар! Припарками обложить!
Да её никогда и небыло!
Было тело, хотело жить.
... Жить не хочет.

Хочет или не хочет жить, но жизнь продолжается. Марина пишет трагедию «Тезей», позже переименованную в «Ариадну». Интересен факт того, что читатель невольно задумывается над финалом описываемого сюжета. Земную девушку Ариадну одновременно любят: обычный смертный Тезей и божество Дионис (или Вакх), причём последний возносит её на небеса. Тезей сам, добровольно уступает возлюбленную божеству. Что это – предательство с его стороны или благородство?.. Вопрос остаётся открытым. Полагаю, уместно будет ещё раз привести воспоминания дочери о том, как она писала:
«Отметя все дела, все неотложности, с раннего утра, на свежую голову, на пустой и поджарый живот. Налив себе кружечку кипящего черного кофе, ставила ее на письменный стол, к которому каждый день своей жизни шла, как рабочий к станку – с тем же чувством ответственности, неизбежности, невозможности иначе.
Глохла и слепла ко всему, что не рукопись, в которую буквально впивалась –острием мысли и пера. Работе умела подчинять любые обстоятельства, настаиваю: любые. Закрыв тетрадь, открывала дверь своей комнаты – всем заботам и тяготам дня».



1 февраля 1925 года у Цветаевой рождается долгожданный сын – Георгий. В семье его будут ласково называть Мур. Она обожала своего Мура, но крайне ненавидела быт. «Терпеливо и отчужденно превозмогала его – всю жизнь», – опять же, со слов дочери. Спустя месяц после рождения сына, Марина Ивановна садится за написание поэмы «Крысолов», интерпретируя на свой манер средневековую легенду о флейтисте из Гаммельна. У неё крысолов-флейтист (в данном случае – олицетворение Поэзии), а
крысы – это отъевшиеся мещане, многие из которых были ранее храбрыми бунтарями; гаммельнцы – ожиревшие, жадные бюргеры, а все вместе - они олицетворяют собой омерзительный, убивающий души, быт. «Быт не держит слово Поэзии (бургомистр отказывается от обещания отдать свою дочь флейтисту. – А.Саакянц). Поэзия мстит» – таков замысел. И музыкант уводит к реке всех детей и топит их под свою дивную музыку, даруя им рай – вечное блаженство, где «нет ни детских болезней, ни детских боязней»:

– Вечные сны, бесследные чащи…
А сердце всё тише, а флейта всё слаще…
– Не думай, а следуй, не думай. А слушай…
А флейта всё слаще, а сердце всё глуше…
– Муттер, ужинать не зови!
Пу-зы-ри.

Окончила поэму Цветаева уже после отъезда из Чехии, но успела написать две объёмные статьи: «Кедр» по книге своего друга С. Волконского и «Герой труда» на кончину В. Брюсова, показав себя основательным, вдумчивым прозаиком.

1 ноября 1925 года Марина Ивановна с детьми переезжает в Париж, временно останавливается у знакомых, снимая тесную комнатку в довольно непривлекательном районе. Во Франции ей суждено было прожить тринадцать с половиною лет. О себе удалось заявить довольно быстро и энергично. Не прошло и трёх месяцев, как в одном из парижских клубов прошёл триумфальный литературный вечер Марины, тем самым возбудив зависть и неприязнь некоторых литераторов в эмигрантских кругах, почувствовавших в ней силу и независимость (к примеру, З. Гиппиус и Д. Мережковский). А тут ещё сама автор подлила масла в огонь – выпустила довольно остроумный сборничек «Поэт о критике».
Пастернак заочно знакомит её с Райнером Мария Рильке – поэтом, перед творчеством которого она издавна преклонялась. Между ними тремя ведётся активная переписка. Марина пишет и посвящает Пастернаку поэму «С моря» и «Попытка комнаты» им обоим. Затем пишет поэму «Лестница», где наиболее остро конфликтуют быт и бытие, во весь голос звучит ненависть поэта к «голоду голодных» и «сытости сытых», восстают вещи, сотворённые человеческими руками и требуют вернуть их в первозданное природное состояние (гвозди в металл, металл в руду, стол в дерево и т.д.). Нищета, убогость и зло уничтожаются в очистительном пожаре – «огненном вознесении» – один из любимых приёмов автора.
Прослеживается аналогия и в «Поэме Воздуха» – по сути, поэме о смерти, о выхождении из земного состояния. А поводом к написанию этой поэмы послужил первый беспосадочный перелёт через Атлантический океан американского лётчика Чарльза Линдберга. «Понимаешь, что из тела – вон хочу? …За потустороннюю границу: к Стиксу!.. – писала она ранее в одном из стихотворений. Цветаева очень хорошо знала психологию человека изнутри, умела тонко чувствовать и переживать все события со своими литературными персонажами.

В 30-е годы характер Марины Ивановны менялся, всё сильнее гнули к земле заботы, не оставалось времени на чувства. Сергей Эфрон всё чаще задумывался о Советском Союзе, стал одним из активных членов «Союза возвращения на родину», поступил на службу в советскую разведку. Она же понимала, что "здесь я не нужна и там я невозможна" (из письма к Тесковой). Давно срыт дом в переулке Трёхпрудном да и той родины уже нет., тем не менее мечтает, чтобы её дети обрели родину. Поцитирую стихи, обращённые к её семилетнему сыну:

Езжай, мой сын, домой – вперёд –
В свой край, в свой век, в свой час – от нас –
В Россию – вас, в Россию – масс,
В наш-час – страну! в сей-час – страну!
В на-Марс – страну! в без-нас – страну!

… Наша совесть – не ваша совесть!
Полно! – Вольно! – О всём забыв,
Дети, сами пишите повесть
Дней своих и страстей своих.

По дневниковым записям мужа, охладевшего к белому движения, она написала поэму «Перекоп». С великой болью она отозвалась на смерть горячо любимого ею поэта – В. Маяковского. Ею также написан замечательный цикл «Стихи к Пушкину»: «Бич жандармов, бог студентов, желчь мужей, услада жён» и ещё: «Пушкин – тога, Пушкин – схима, Пушкин – мера, Пушкин – грань…». Далее Цветаева пишет очерк «Пушкин и Пугачёв» и «Повесть о Сонечке».

Осенью 1937 года Сергей Эфрон оказался замешан в каком-то политическом детективе, получившим широкую огласку, но так до конца и не распутанном, а потому был вынужден срочно и тайно перебраться из Парижа в Москву. Наступили дни тягостного одиночества и творческой немоты. Из этого состояния её вывели события 1938 года – нападение гитлеровской Германии на Чехию – страну, приютившую их семью на начальном этапе эмиграции. У Марины сложился цикл из одиннадцати стихотворений, посвящённых её любимой Чехии. Приведу небольшой отрывок:

О слёзы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!
О чёрная гора,
Затмившая – весь свет!
Пора – пора – пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь быть.
В Бедламе нелюдей –
Отказываюсь – жить.
С волками площадей

Отказываюсь – выть.

12 июня 1939 года Мария Ивановна Цветаева вместе с сыном уехала в СССР. Дочь Аля вернулась в страну ранее…

(окончание следует)


Моя авторская библиотека

Сообщение отредактировал mazhorina-tatjana - Суббота, 15 Июл 2017, 09:08
ledolaДата: Пятница, 14 Июл 2017, 23:47 | Сообщение # 4024
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 10688
Награды: 93
Репутация: 273
Статус:
Таня, у тебя очень интересный, другой, взгляд на Марину, чесслово, она видится мне с другой стороны. Очень интересно читать! biggrin

А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА


Сообщение отредактировал ledola - Пятница, 14 Июл 2017, 23:48
mazhorina-tatjanaДата: Суббота, 15 Июл 2017, 08:29 | Сообщение # 4025
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
Цитата ledola ()
Таня, у тебя очень интересный, другой, взгляд на Марину, чесслово, она видится мне с другой стороны. Очень интересно читать!

Лена, спасибо!
Ну да... свой взгляд. Не зря поётся "Песни у людей разные"))))) biggrin


Моя авторская библиотека
Поиск: