• Страница 1 из 11
  • 1
  • 2
  • 3
  • 10
  • 11
  • »
Аналитическая лаборатория Никиты Брагина
talassaДата: Среда, 01 Май 2013, 22:06 | Сообщение # 1
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
Дорогие друзья!
Так уж получается, что летать по страницам форума я не мастер. То времени нет, то устаю. Да и есть у меня один, простительный моему возрасту недостаток. Мне трудно читать с экрана. Правда, электронную книжку я принял и люблю читать с нее. Но это совсем другое дело.
Но сейчас у меня есть возможность читать журнал Союз Писателей", и это во многом определило появление данной темы. Я хочу рецензировать некоторые понравившиеся работы, с тем, чтобы иметь возможность обсудить их с вами, а также выставлять позднее свою аналитику на моих других страницах, прежде всего, на Facebook. Надо же привлекать внимание к этому порталу - он того заслуживает. Не последнее дело и пример - если стихи, или рассказ действительно хороши, то они заслуживают отдельного разговора, и им совершенно недостаточно похвал на форуме.

Итак, сегодня - Александр Пахнющий.

Отец Анатолий Стальбовский

Запах крахмального тюля из-под утюга,
цедры, песочного теста, ванили и хвои,
снега, мороза из форточки, вкус пирога
под молоко — это память эпохи застоя,
как карандаш из огромной коробки "Мистецтво"*,
это — из детства.

Ёлку всегда наряжали в ведёрке с песком,
чтоб к Рождеству достояла зелёная ёлка,
чтобы ночник отражался на шаре, пустом
пенном стекле, или в каждом разбитом осколке
старой игрушки, неловко зажатой руками —
хлопоты маме.

Мёрзлые окна с утра пробивали лучи
позднего солнца, — другого не помню из детства,
помню, что ночью в дверях не гремели ключи,
в каждой квартире положено было раздеться,
сесть у стола, разогреться, поесть, утомиться
и раствориться

в сытом уюте за спинами взрослых людей,
тупо доверивших нас произволу свободы,
реализованной жёсткостью детских затей
в крепкую память о праздниках Нового года
в виде порезов, ожогов и прочих ошибок,
слёз и улыбок.

Вряд ли, как в детстве, встречаешь теперь Новый год,
а Рождество — неизменно отпразднуешь в храме,
паству на ночь уводя от избитых забот
и вспоминая беззвучно об умершей маме,
боль зажимая, как будто дырявое тело
после расстрела...

Чистые, но непростые стихи. Что в них? Детство, цветное, ощущаемое - заоконным холодом. жаром батареи, нежностью пирога с молоком. остротою пореза. колкостью хвои. И Рождество - именно ему посвящена елка. только так у верующих. И время - прошлое, то, что и мне хорошо помнится. От него веет счастьем и болью одновременно. Но боль - вечна. Она наплывает в прекрасной последней строфе стихотворения.
Это стихотворение - картина, с многими любовно выписанными деталями - наподобие мелких вещичек. ключиков, маленького зеркальца, горшочка, которые в свое время любил изображать Рогир ван дер Вейден на своих полотнах ("Благовещение", например). И детали эти живут рядом друг с другом, не теснясь и не заслоняя ничего. А над этим - чувство веры и ощущение семьи - настоящей семьи, которую в наше время многие хотели бы разрушить и уничтожить, как и раньше. Тогда - не удалось. Будем верить, будет отстаивать свое родное. свою любовь, свои ценности и идеалы. Бог поможет.

Не могу не отметить изысканную форму сложного шестистишия с усеченным последним стихом. Такие "клаузульные" строфы - моя слабость. Длинный размер остальных строк (пятистопный дактиль) не тяжеловесен и не утомляет.

Стихотворение опубликовано в журнале "Союз писателей" №2, 2013.


Никита Брагин

Сообщение отредактировал talassa - Среда, 01 Май 2013, 22:07
libolevДата: Четверг, 02 Май 2013, 10:31 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
здравствуйте, Никита.

по-моему обсуждать и анализировать стихи Александра - дело довольно малоперспективное... можно найти пару моментов, к которым можно придраться.... но придираться не хочется. уж очень хорошо пишет.
smelaia1Дата: Четверг, 02 Май 2013, 12:30 | Сообщение # 3
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 4438
Награды: 74
Репутация: 244
Статус:
Цитата (libolev)
можно найти пару моментов, к которым можно придраться.... но придираться не хочется. уж очень хорошо пишет.


Вы меня опередили, Лев. Тут надо давать высокую оценку и автору, и рецензенту
talassaДата: Четверг, 02 Май 2013, 13:45 | Сообщение # 4
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
Спасибо, Лев. Рад, что наши мнения о стихах Александра совпадают. Тем не менее, я не считаю это дело бесперспективным. наоборот - именно здесь я перспективы и вижу. Лучше обсуждать хорошее, чем плохое. Не вижу особого смысла в обсуждении, или анализе плохих стихов, их и так забудут. А вот хорошие - о них говорить надо. А то мало кто их знает. И, конечно, моя тема - не для придирок критических открыта.

Благодарю, Галина.


Никита Брагин
libolevДата: Четверг, 02 Май 2013, 13:50 | Сообщение # 5
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
потому и молчу, Никита... я увидел пару технических шероховатосте... мелких. стиха они не портят, их вообще мало кто заметит. а стих сильный... хороший стих.
talassaДата: Четверг, 02 Май 2013, 13:54 | Сообщение # 6
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
Знаете, Лев, мне кажется, что молчать не нужно. Технические шероховатости стоит тоже обсуждать. просто они не главное. Но, если хорошее стихотворение имеет недостаток, пусть мелкий, и если этот недостаток исправим - то лучше сказать. Александр - серьезный автор, опытный, думаю, он замечание воспримет нормально. Я сам не против. если мне делают замечания. Иногда они оказываются исключительно ценными.

Никита Брагин
smelaia1Дата: Четверг, 02 Май 2013, 13:59 | Сообщение # 7
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 4438
Награды: 74
Репутация: 244
Статус:
Цитата (talassa)
А вот хорошие - о них говорить надо.


надо! Особенно если опираться на хорошие стихи!

Никита, если позволите , спрошу о жанре . Вы будете писать именно рецензии?

Добавлено (02.05.2013, 13:59)
---------------------------------------------

Цитата (talassa)
к Рождеству достояла


До Рождества? wink
talassaДата: Четверг, 02 Май 2013, 14:01 | Сообщение # 8
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
Может быть, не совсем, скорее - отклик, личное впечатление, мысли, разбуженные произведением. Мне бы не хотелось давать классические критические рецензии. Пусть это будет что-то более свободное. Это пока все начальное, предварительное, думаю, впоследствии стиль установится.

Никита Брагин
smelaia1Дата: Четверг, 02 Май 2013, 14:03 | Сообщение # 9
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 4438
Награды: 74
Репутация: 244
Статус:
Цитата (talassa)
Пусть это будет что-то более свободное.


Да-да, я так и поняла. Пусть!
Отклик, резонанс...
libolevДата: Четверг, 02 Май 2013, 14:03 | Сообщение # 10
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
хорошо, Никита...

неловко зажатой руками - явно просится - в руках...

боль зажимая, как будто дырявое тело -тело не зажимают, зажимают рану на теле...

все удачные моменты Вы уже отметили, здесь я полностью согласен. ещё одно - специально для поборников глагольных рифм. вот здесь -

в каждой квартире положено было раздеться,
сесть у стола, разогреться, поесть, утомиться
и раствориться

очень удачное применение именно глагольной рифмы. она совершенно уместна и органична. в отличие от случаев, где автор просто не может подобрать подходящее слово. считаю эту рифму образцовой.
вот, собственно, и всё.
talassaДата: Четверг, 09 Май 2013, 17:50 | Сообщение # 11
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
Да, эти замечания стоящие. А рифмы - их четыре, две пары очень близких, различающихся ударными гласными. Глагольная рифма сама по себе не беда, Вы правы. Спасибо.

Добавлено (09.05.2013, 17:50)
---------------------------------------------
Пора продолжить. Хочется поговорить. О жизни и смерти (тема несостоявшегося разговора Сталина и Пастернака)? Или сразу - о вечности?
Много раз читал и слышал, как это страшное слово произносят с легкостью, говоря - "он шагнул в вечность", утверждая - этому искусству
дарована вечность, это поэзия - вечна. эти строки - бессмертны. Между тем один большой русский поэт смог выразить трагизм вечности
вот в этих строках:

Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы!

Увы, это так. От огромного наследия античной литературы остались лишь рассеянные фрагменты. Случись беда,
и наша литература и культура канут - в вечность. Совсем не такую - в вечность забвения. Похожий трагический
мотив прозвучал в письме Иосифа Бродского Брежневу:

Единственная правота – доброта. От зла, от гнева, от ненависти – пусть именуемых праведными – никто не выигрывает.
Мы все приговорены к одному и тому же: к смерти. Умру я, пишущий эти строки, умрете Вы, их читающий. Останутся
наши дела, но и они подвергнутся разрушению. Поэтому никто не должен мешать друг другу делать его дело.

Что же к этому можно добавить? Есть такой эмпирический закон Луи Долло. Он гласит примерно следующее. Если
биологический вид вымер, он не появится снова. Иными словами. эволюция необратима. Добавим к этому то, что
биологический вид так же смертен, как и биологический индивидуум. И еще. Чем сложнее устроен биологический
вид, тем короче время его существования. Вот вам взгляд sub speciae aeternitatis. Не только мы смертны, смертно
человечество. Кто наследует Поэзию? Кто наследует человеческую культуру?
Ответ на этот вопрос, конечно, есть, и не один. Не будем обсуждать все возможности, но одна обязательно должна быть
рассмотрена. Это инопланетный разум. Блистательно дано это решение в одном из лучших фильмов последних
десятилетий - "Искусственный разум" Стивена Спилберга (2001). Фильм, кстати, экранизация рассказа Брайана Олдисса.
Прекрасное и светлое завершение этого фильма, конечно же, по душе. Но - может случиться и иначе.

И случается - в рассказе Марии Фомальхаут "Блок". Сюжет рассказа прост и трагичен. Инопланетянин спасает затерянного
в космосе землянина, находя его по передаче стихов Александра Блока. идущей с земного корабля, оказывающегося
Ковчегом. Земли больше нет, спаслись единицы, лучшие. элита. Инопланетянин спасает землянина, наивно полагая,
что он и есть великий поэт Блок. Увы, действительность настолько неприглядна, что автор воспроизводит ее краткой
цепочкой записей землянина. Из нее мы узнаем правду. Земля уничтожена войной, развязанной за ресурсы во время
очередного экономического кризиса. Спаслись немногие из финансово-промышленной элиты. Грубо говоря - олигархи.
Вскоре на Ковчеге начались перебои с продуктами, далее наступил короткий период каннибализма. Последний
выживший оказывается обнаружен инопланетянином, благодаря стихам Блока. Сатира, страшная сатира звучит в последней
записи в дневнике землянина - "заняться русским языком, подучить стихи Блока". Обман, чудовищный обман.
Неудивительно - нравы таковы.

И все-таки вот так, неисповедимым путем, сохранилась частица земной поэзии, нашей культуры, подобно улыбке
Моны Лизы в одном из рассказов Рэя Бредбери. Все-таки это случилось, и в этот раз строки спаслись от забвения.
И самое главное - в течение всего рассказа звучат стихи Александра Блока...

Рассказ опубликован в журнале "Союз Писателей" № 2, 2013.


Никита Брагин
Мила_ТихоноваДата: Четверг, 09 Май 2013, 18:08 | Сообщение # 12
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19711
Награды: 344
Репутация: 742
Статус:
Цитата (talassa)
Лучше обсуждать хорошее, чем плохое. Не вижу особого смысла в обсуждении, или анализе плохих стихов, их и так забудут.

Ну почему же, Никита? Почему не поговорить о плохих стихах, не покритиковать их, не отметить их вопиющую безграмотность? В прямом смысле этого слова.
Отчего Вы решили, что их так уж сразу и забудут? А Вы посмотрите-ка, пиарят их вовсю. И пока забытьём не пахнет.
Что Вы скажете о хороших? Найдёте строчку неудачную? Или отсутствие запятой какой-нибудь?
А плохие, значит, пусть цветут махровым цветом? Не хотите их замечать?
Неинтересно? Невыгодно? Не принято?
Просто критика не приветствуется?
Или сделаем вид, что их нет?

Есть. Ещё как есть.


Играть со мной - тяжёлое искусство!

Сообщение отредактировал МилочкаТ - Четверг, 09 Май 2013, 18:09
libolevДата: Четверг, 09 Май 2013, 18:18 | Сообщение # 13
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
соглашусь с Никитой... Мила, нет смысла тратить время на плохие стихи. а вот на стихи, в которых есть шероховатости, недостатки, но присутствует и явный талант автора - это совсем другое дело. их можно и нужно разбирать, корректировать, и т.д. помочь автору сделать их лучше. но такие стихи плохими-то назвать нельзя... недоработанные в силу тех, или иных причин, так точнее.
а плохие... ну кому ни нужны? только самому автору, да его почитателям. они ведь тоже обязательно найдутся.


Сообщение отредактировал libolev - Четверг, 09 Май 2013, 18:18
smelaia1Дата: Четверг, 09 Май 2013, 18:37 | Сообщение # 14
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 4438
Награды: 74
Репутация: 244
Статус:
Цитата (libolev)
помочь автору сделать их лучше


Ну да.... только согласием вначале заручиться wink

Или в личку: " Исправьте ошибку тут, поставьте запятую здесь и ради Бога не сердитесь за то, что я вам про недочёты, а не про достоинства..."
Мила_ТихоноваДата: Четверг, 09 Май 2013, 18:37 | Сообщение # 15
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19711
Награды: 344
Репутация: 742
Статус:
Цитата (libolev)
а плохие... ну кому они нужны? только самому автору, да его почитателям. они ведь тоже обязательно найдутся.

А я-то обрадовалась... Думаю, ну вот, сейчас попляшем на косточках... Ладно, пусть живут плохие.
Тем более, что почитателей, как и читателей, у них немеряно, судя по комментариям.
И ведь какие комментарии! Прямо сердце заходится от зависти. Живут же люди....


Играть со мной - тяжёлое искусство!

Сообщение отредактировал МилочкаТ - Четверг, 09 Май 2013, 18:38
talassaДата: Четверг, 09 Май 2013, 19:12 | Сообщение # 16
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
Я бы хотел все-таки обсудить рассказ Марии Фомальхаут. Но раз нужно - отвечу о плохих стихах.
С точки зрения вечности плохие стихи вообще не должны никак обсуждаться.
Да это и неэкономно - их же так много. Если я стану обсуждать - я же все последнее время свое ухлопаю на чепуху. Наконец, каждый
автор может открыть собственную тему и обсуждать в ней стихи, которые он считает плохими. Ну. а я останусь обсуждать здесь произведения,
которые мне понравились, или заинтересовали. которые вызвали какие-нибудь мысли, натолкнули на что-то.


Никита Брагин
libolevДата: Четверг, 09 Май 2013, 19:59 | Сообщение # 17
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
Цитата (smelaia1)
Ну да.... только согласием вначале заручиться


ага, щас, разбежался... один раз указываю на ошибки, и смотрю на реакцию. если автор адекватен - реакция соответствующая - помогаю дальше. если нет - безумству храбрых поём мы соответствующую песТню. проще говоря - в сад.

Цитата (МилочкаТ)
Тем более, что почитателей, как и читателей, у них немеряно, судя по комментариям.


Мила, говорил не раз. и сейчас повторю - бабочки летят на свет, пчёлы на мёд, мухи на ... ни тех, ни других, ни третьих переубедить невозможно. и, заметьте, в природе все они нужны. сколько бабочек? а сколько мух? то-то же... ну и питание для них соответственно количеству.
речь не о людях, они все хороши, речь о СПОСОБНОМ ЧИТАТЕЛЕ... это такоя же редкость, как и писатель.

Цитата (talassa)
Я бы хотел все-таки обсудить рассказ Марии Фомальхаут.


Никита, рассказ интересен, но для меня очень неубедителен... я не берусь обсуждать прозу. я в этом не разбираюсь... но глобальность затронутых проблем смущает. на такие темы должны рассуждать люди уровня Бехтеревой, или Капицы. мне так кажется...


Сообщение отредактировал libolev - Четверг, 09 Май 2013, 20:00
talassaДата: Четверг, 09 Май 2013, 20:08 | Сообщение # 18
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
Лев, научное обсуждение такой темы - безусловно, нужен уровень Капицы или Эйнштейна. Но это - литература, сатира, облеченная в форму фантастики. Тема глобальна. но в рассказе она отнюдь не глобально подается. Рассказ сочетает печальную лирику и приземленную почти до фарса сатиру, при этом все тона приглушены. Авторской речи нет, все - от лица двух героев повествования. Сознаюсь, мне было трудно написать о рассказе и боюсь, что мог упустить важное.

Никита Брагин
libolevДата: Четверг, 09 Май 2013, 20:22 | Сообщение # 19
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
Никита, вполне возможно, что и так, и Вы правы... я говорил - не разбираюсь в прозе, в её технике, стилистике и прочем. о таких вещах написано много, и из этого многого хочется выбрать что-то своё, близкое, понятное. не в научном смысле, а в самом простом, общедоступном. я это нашел в нобелевской речи Бродского.
talassaДата: Четверг, 09 Май 2013, 20:31 | Сообщение # 20
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
Разумеется, Лев. Я не спорю. Я даже не стал сам разбирать здесь стиль и язык рассказа. Но сказать о нем я хотел. Вообще. здесь будут появляться самые различные вещи, причем разбор технических и стилистических минусов, т.е., критика в ее узком понимании, будет на последнем месте. Я вижу свою задачу в привлечении интереса к разным авторам и их работам.

Никита Брагин
libolevДата: Четверг, 09 Май 2013, 20:33 | Сообщение # 21
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
поддерживаю, Никита, это очень хороше и нужное начинание.
для сравнения, если позволите, размещу отрывок из выступления Бродского. если это покажется Вам лишник - удалю сразу.

Добавлено (09.05.2013, 20:33)
---------------------------------------------
Иосиф Бродский. Нобелевская лекция

...Человек принимается за сочинение стихотворения по разным соображениям:
чтоб завоевать сердце возлюбленной, чтоб выразить свое отношени к окружающей
его реальности, будь то пейзаж или государсво, чтоб запечатлеть душевное
состояние, в котором он в данный момент находится, чтоб оставить -- как он
думает в эту минуту -- след на земле. Он прибегает к этой форме -- к
стихотворению -- по соображениям, скорее всего, бессознательно-миметическим:
черный вертикальный сгусток слов посреди белого листа бумаги, видимо,
напоминает человеку о его собственном положении в мире, о пропорции
пространствак его телу. Но независимо от соображений, по которым он берется
за перо, и независимо от эффекта, производимого тем, что выходит из под его
пера, на его аудиторию, сколь бы велика или мала она ни была, -- немедленное
последствие этого предприятия -- ощущение вступления в прямой контакт с
языком, точнее -- ощущение немедленного впадения в зависимость от оного, от
всего, что на нем уже высказано, написано, осуществлено.
Зависимость эта -- абсолютная, деспотическая, но она же и раскрепощает.
Ибо, будучи всегда старше, чем писатель, язык обладает еще колоссальной
центробежной энергией, сообщаемой ему его временным потенциалом -- то есть
всем лежащим впереди временем. И потенциал этот определяется не столько
количественным составом нации, на нем говорящей, хотя и этим тоже, сколько
качеством стихотворения, на нем сочиняемого. Достаточно вспомнить авторов
греческой или римской античности, достаточно вспомнить Данте. Создаваемое
сегодня по-русски или по-английски, например, гарантирует существование этих
языков в течение следующего тысячелетия. Поэт, повторяю, есть средство
существования языка. Или, как сказал великий Оден, он -- тот, кем язык жив.
Не станет меня, эти строки пишущего, не станет вас, их читающих, но язык, на
котором они написаны и на котором вы их читаете, останется не только потому,
что язык долговечнее человека, но и потому, что он лучше приспособлен к
мутации.
Пишущий стихотворение, однако, пишет его не потому, что он рассчитывает
на посмертную славу, хотя он часто и надеется, что стихотворение его
переживет, пусть не надолго. Пишущий стихотворение пишет его потому, что
язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная
стихотворения, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой
оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше,
чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он расчитывал. Это и
есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее.
Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и
метод, которым пользовались библейские пророки -- посредством откровения.
Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу
всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три
даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему
стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, -- и
дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его
прежде всего потому, что стихотворение -- колоссальный ускоритель сознания,
мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в
состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от
этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя.
Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и
называется поэтом.

talassaДата: Четверг, 09 Май 2013, 21:52 | Сообщение # 22
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
Лев, это всегда к месту.

Никита Брагин
libolevДата: Четверг, 09 Май 2013, 23:04 | Сообщение # 23
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
спасибо, Никита...
talassaДата: Суббота, 11 Май 2013, 15:42 | Сообщение # 24
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
На очереди - стихотворение Михаила Кулькова

_немного о сне разума

На перепончатых крыльях ночи
К нам сны слетают напиться крови.
Пока на свете свет обесточен –
В мир бывших страхов, в былой ордовик.
И дальше – в кембрий уводят тени;
На синей глине стать трилобитом,
Бессильным телом лежать в постели –
Кровавым пиршеством ваххабитов.
Теряя разум в огне разрывов,
И коченея, бредёшь спросонья
К столу и пишешь без перерыва
Центурий десять грядущих войн.
Пусть их читают и цепенеют
В плену неверия и сомнений,
И платят автору строк гинеи
С мечтой о рае в земной геенне.
А ночью снова шуршаньем крыльев
Сознанья спящих коснётся шёпот…
А ты к чернильнице, от бессилья
Скулишь и пишешь, что делать чтобы…
По замощённым дорогам ада
Идут счастливые доброхоты;
Колонны красных поют «Гренада…»,
В объятья смерти идёт пехота…
Тебе же платят за альманахи
И тянут за уши смысл пророчеств.
Сквозь крики «браво» и рык анафем
Читатель слышит лишь то, что хочет.
Здесь что-то вырвут, а там допишут,
А после скажут, что так и было.
Но ты-то знаешь, что было свыше,
Увы, исправить не в наших силах.

Это стихотворение, выполненное в характерной сюрреалистической манере
с погружениями в бездну времен вплоть до раннего палеозоя с его трилобитами
(кстати, мне как палеонтологу и геологу приятно видеть грамотное обращение
автора с терминами и понятиями), вызывает в моей памяти не только очевидные
образы гражданской войны и Испании от Гойя до Лорки, но и одно характерное
утверждение, слышанное мной от одного своеобразного человека, сочетающего
в своей жизни сталинизм и православие. Так вот, он ничтоже сумняшеся говорил
примерно так - история такова. какой мы ее представляем. Это значит,
что объективной истории нет, что она целиком состоит из наших представлений -
соответственно, какое представление возобладает - то и истинно.

Так и здесь - "читатель слышит лишь то, что хочет", и как доказать ему, что
создатель этого имел в виду совсем не то? И будет ли понятно то, что правда
автора и представление читателя находятся по разные стороны объективности?

А после скажут, что так и было? Так ли? Тут уже хочется цитировать -

"Но есть, есть Божий суд, наперсники разврата..."

и автора - "но ты то знаешь, что было свыше".


Никита Брагин
libolevДата: Суббота, 11 Май 2013, 19:10 | Сообщение # 25
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
интересный стих, и сама тема интересная, Никита... камень преткновения для очень многих людей на очень многих ресурсах. а именно - как, какими словами нужно сегодня писать, какими средствами пользоваться? я просмотрел множество споров и дебатов по этому поводу. очень условно можно разделить и второв, и читателей на два лагеря - одни за сложные, сюрреалистические, "камерные" вещи, другие - за простую и доступную речь. скажу честно - я для себя ответа не нашел. думаю - нужна самая разная поэзия. стих понравился... но он не для многих. некоторые слова я вообще не знал и не слышал. можно отмахнуться, сказать - не хватает образования... но Есенина и Высоцкого понимают все.
я писал такие сюрреалистичские вещи. немного. ниже помещу один... но со временем стал отходить от них. сейчас предпочитаю более доступные стихи, написанные пусть и образно, и метафорично, но ясным, "повседневным" языком.
а всё-таки такая многомерность, метафизика очень привлекательна и сейчас. нравится, и всё тут.
хорошая тема, спасибо.

Добавлено (11.05.2013, 19:10)
---------------------------------------------
а знаешь ли, я тут недавно сошел с ума,
не буйно, а тихо. никто даже не заметил...
вдруг с улиц осыпались яблоками дома
и город горел в апельсиново-ярком свете,
а после закрылся, как устрица створки сжав.
наверно попала песчинка, но вот жемчужин
я не обнаружил, открыв остриём ножа,
мой город-моллюск... значит жемчуг ему не нужен.
не нужен, ведь это морока - за слоем слой
выкатывать шарик, и в мантии нежных складoк
растить это чудо, омыв дождевой водой,
чтоб яблоком дома упасть на одну из грядок
закрытого города... я нe в своём уме
наверное был, я смотрел, как пылали крыши
оранжево-яркого города. и во тьме
жемчужины падали прямо на пепелище...

  • Страница 1 из 11
  • 1
  • 2
  • 3
  • 10
  • 11
  • »
Поиск: