Ворон | Дата: Суббота, 27 Июл 2013, 22:59 | Сообщение # 1890 |
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Статус:
| Спасибо Вам, Светлана! Просто не мог обойти стороной этих великих людей! Спасибо Вам, Анна! "Кто не ошибается, тот не живёт"... "Совершая ошибки, человек набирается опыта". Зоя, это мои кумиры!
А теперь позвольте предложить мой вид на то, что такое сказка:
«Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок».
Не ошибусь, если скажу, что каждый человек, живущий на нашей прекрасной планете, в раннем детстве просто обожал слушать перед сном какую-нибудь волшебную историю. А уж когда подключалось Его Величество Воображение, то и сам становился её непосредственным героем. Сражался со Змеем Горынычем, помогая Ивану-Царевичу спасать Василису Прекрасную. Следуя за волшебным клубком, отправлялся на остров Буян, где на самой вершине тысячелетнего дуба в золотом ларце хранилась смерть, чахнувшего над златом, Кощея Бессмертного. Пытался предупредить бедную бабушку Красной Шапочки о приближении злого Серого Волка, который просто обожал старушек на обед. Бросая хлебные крошки, шёл следом за Гензелем и Гретой в пряничный домик коварной ведьмы. А, засыпая, верил, что где-то рядом ходит крошка Вилли Винкель, наказывая тех, кто ещё не спит. И ожидал дивных снов в награду за хорошее поведение от доброго волшебника Оле Лукойе. А если снились кошмары, то с головой прятался под одеяло, считая, что не один Бугемен не сможет преодолеть это препятствие. Но больше всего на свете, будучи ребёнком, мечтал встретить что-то необычайное в реальной жизни. Веря, что если чего-то очень сильно захотеть, потом зажмурить глаза и сосчитать до десяти, то оно обязательно исполнится. В предновогоднюю ночь пытался не засыпать, в надежде увидеть Деда Мороза или спускающегося по трубе Санта Клауса, чтобы попросить их исполнить самое сокровенное желание. А найдя четырёхлистный клевер, начинал внимательно осматриваться по сторонам, мечтая встретить гнома. Ведь считалось, что завладев его горшочком с золотыми монетами, можно требовать от того чего душе угодно. В каждой лампе чудился Джинн, а полная Луна олицетворялась с матерью всей нечисти Гекатой. Повзрослев, взахлёб зачитывался мифами Древней Греции, восторгаясь подвигами Геракла и ужасаясь коварству Аида. Шёл следом за Тезеем в лабиринт Минотавра или летел вместе с Персеем за головой Медузы Горгоны. Но чем старше человек становился, тем всё меньше оставалось у него Веры в Чудо. Наваливались житейские проблемы, с которыми даже Карлсону было не в силах справиться. Затягивал быт, так нелюбимый фрекен Бок. Предавали самые близкие люди, подобно Мальчишу-плохишу. Но по ночам человек так мечтал вернуться обратно в безоблачное детство, завидуя белой завистью Питеру Пену. Но когда появлялись дети, то он вновь погружался с головою в волшебство, рассказывая ребёнку сказочные истории.
Так в чём же тайна такой популярности сказки? Что вообще она такое? Существуют ли различия между сказкой и мифом? Должна ли она чему-либо учить? Может ли считаться сказкой житейская история? И есть ли какой-нибудь простенький алгоритм написания? На эти и некоторые другие вопросы я попытаюсь ответить, не залезая в дебри литературоведения, простым человеческим языком.
Отвечая на первый вопрос, отошлю вас в ваше раннее детство. Чем именно привлекала сказка? Во-первых, извечной борьбой Добра и Зла. Во-вторых, присутствием элементов волшебства. В-третьих, захватывающий сюжет, будящий Его Величество Воображение. В-четвёртых, простой, понятный даже младенцу, язык изложения, не заставляющий особо напрягаться серое вещество головного мозга. И, наконец, в-пятых, это ненавязчивая мораль. Представьте себе историю, в которой автор, академическим языком рассказывает элементарные вещи, пытаясь выглядеть в глазах читателя высокоинтеллектуальным человеком: «Ступа Бабы-Яги представляла собой сложный механизм, работающий по принципу превращения кинетической энергии магического заклинания в потенциальную энергию, приводящую её в движение…» Понравилось?! Не заснули? Ну, тогда слушайте дальше: «Змей Горынович является прямым потомком доисторического ящера, известного науке под именем Тираннозавр. Этот древнейший представитель животного мира вёл подвижный образ жизни, охотясь на тех, кто намного уступал его собственным размерам. С точки зрения разумности Тираннозавр занимал низшую ступень эволюции. Именно поэтому Змея Горыновича так легко ввести в недоумение. Способность к полёту объясняется родственными отношениями последнего с птицеящером Археоптериксом, являющимся предком современных пернатых. Неблагоприятные условия внешней среды повлекли за собой мутации, приведшие к появлению двух и более голов. А способность извергать пламя связано с защитной реакцией организма направленной против возможных врагов» По-моему, читая дальше такое, мягко сказать, заумное произведение через несколько минут хочется выпрыгнуть из окна от перенапряжения головного мозга. Здесь вся необычайность сказочного персонажа сведена на нет. Не сложно себе представить, каким языком будет с ним общаться Иван-Царевич: «Эй ты, потомок древнейшего представителя фауны планеты Земля, являющийся прямым потомком Тираннозавра и Археоптерикса! Выходи меряться со мной высокоинтеллектуальными способностями! Но если это не приведёт к определению сильнейшего из нас, то тогда между нами состоится дуэль с использованием колюще-режущего оружия. Она не закончится до тех пор, пока кто-нибудь из нас не перестанет подавать признаки жизнедеятельности!» Да на месте Змея Горыновича я бы сразу же этого высоко эрудированного героя проглотил, дабы неповадно ему было смущать своим бредом умы.
При ответе на второй и третий вопросы я позволил себе обратиться за помощью к нашему мудрому другу Интернету. «Сказка это один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. От других видов художественной эпики она отличается тем, что является, прежде всего, игрой фантазии автора. Однако это не лишает её связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Ранее использовалось слово баснь, до XI века — кощуна.
Виды:
1. Сказка фольклорная — прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. 2. Сказка литературная — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Она либо подражает фольклорной (написана в народнопоэтическом стиле), либо имеет философскую направленность.
«Алгоритм» написания фольклорной сказки.
В текстах принято использовать общеизвестные (шаблонные) слова и выражения.
1. Содержание:
А. Начинаются они обычно так:
«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Таким образом, читателя как бы завлекают, обещая поведать нечто чудесное.
Б. В середине пишется:
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»
Благодаря этому читатель хочет, во что бы то ни стало узнать, чем всё дело окончится.
В. А заканчиваются фольклорные сказки словами:
«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Используются, кочующие из текста в текст, целые эпизоды:
«Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге; битва богатыря со Змеем Горыновичем; спасение: под яблоней, в кисельной реке, в печке»
2. В описании героев или предметов применяются шаблонные:
А. выражения:
«Баба-Яга, костяная нога», «ковёр-самолёт», «сапоги-скороходы», «сам стручок, голова со стручок», «шапка-невидимка», «меч-кладенец»;
Б. вопросы-ответы:
«куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», «чую, русским духом запахло»;
В. места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой», «в тридесятом царстве, в тридевятом государстве», «у самого Синего Моря»;
Г. описание действий:
перемещение героя «на ковре-самолёте»; «в сапогах-скороходах», «на печи»;
Д. Общефольклорные эпитеты:
«красна девица», «добрый молодец», «царь-государь», «царь-надёжа».
3. Сюжет фольклорной сказки, в отличие литературной, существует во множестве текстов, в которых допускается некоторая степень импровизации (игры с сюжетом).
Литературная так же, как и фольклорная сказка включает несколько жанров:
А. Животный эпос — это произведения сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.
В сказках о животных человек:
1. играет второстепенную роль.
«Битый небитого везёт»
2. занимает положение, равноценное животному.
«Старая хлеб-соль забывается»;
Виды сказки о животных:
1. Дикие животные.
«Сказка о Сером Волке и Лисе Патрикеевне»;
2. Дикие и домашние животные
«Кот, Лиса и петух»;
3. Человек и дикие животные.
«Иван-царевич и Серый Волк»;
4. Человек и домашние животные.
«Крошечка-ховрошечка»;
5. Домашние животные.
«Кот и пёс»;
6. Животные, птицы, рыбы, предметы, растения и явления природы.
«Лиса и журавль»;
7. Волшебная сказка о животных
«Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса»;
8. Басня (аполог)
«Кто трусливее зайца?», «Стрекоза и Муравей»;
9. Сатирическая сказка
«Битый небитого везёт», «Лиса-повитуха»;
10. Докучные сказки – оборотный сюжет.
«Про белого бычка», «Репка», «Петушок подавился», «За скалочку уточку»;
Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях, с резкими поворотами в судьбе героев.
«Благодарные звери»;
Б. Волшебные сказки.
«Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»;
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.
Обязательно присутствуют:
два поколения: старшее (царь с царицей) и младшее (Иван с братьями или сёстрами).
отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей.
Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствуют мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её.
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется».
В. Небылица.
Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице.
«Путаница»;
Г. Мифологическая сказка.
Мифологическая сказка построена на взаимодействии человека с пантеоном богов.
«Меч Владигора»
Что такое миф и в чём сходство и различие его со сказкой.
МИФ — сказание о верования древних (и современных первобытных) народов, их религиозно-мистические представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, героев, демонов, «духов».
1. Миф предлагает веру в истинность происходящего. Истинность сказки не принципиальна. 2. Миф описывает исторически происходившие события и его сюжет расширяется только для раскрытия характера и судьбы героя. Сказка допускает как сведение сложного к простому, так и его расширение сюжета. 3. Миф описывает уникальные события, которые были один раз с конкретными персонажами. Все остальное всегда будет лишь слабым подобием. В мифе важен характер и герой. Сказка предлагает метафорическое описание того, что может случиться с каждым. В сказке имена условны. 4. В мифе поведение героя обусловлено его характером и некоторыми обстоятельствами. В сказке поведение персонажа в наибольшей степени зависит от его социального положения. 5. Миф как уникальное событие уже существует во времени, в прошлом или настоящем времени, и оно неизменно. Сказка случается в момент повествования. Она способна разворачиваться постепенно. 6. Для мифа функцией является описание мира и тех, кто в нем имеет смысл. Сказка всегда рассказывает немного о читающем и тех, кто рядом с ним. Она — про мир внутренний. 7. Миф заканчивается произвольно. Сюжет может быть продолжен в другом мифе про этого же, или иного героя. Для сказки характерен или счастливый («я там был, мед пиво пил…), или иной, но логически обоснованный конец повествования.
Сказки обнаруживают отчётливую сюжетную связь с первобытными мифами, ритуалами, племенными обычаями. Важной предпосылкой превращения мифов в сказки был разрыв непосредственной связи этих мифов с ритуальной жизнью племени. Из мифов изымается особо священная часть. Первоначально строгая достоверность уступает место нестрогой достоверности, что способствует более сознательному и свободному вымыслу. Испытания героя в волшебной сказке сопоставимы с испытаниями, характерными для посвятительных (инициационных), либо брачных (более поздних) ритуалов в архаическом обществе и соответствующих мифах. Поскольку через инициации и другие переходные ритуалы (например, из одного возрастного класса в другой) проходит каждый человек, то сказка, с её интересом к судьбе личности, широко использует мифологические мотивы, сопряжённые с ритуалами посвятительного типа. Таким образом, можно говорить о том, что сказка акцентирует тот аспект мифа, в котором действующее лицо совершает действия инициации, а также, отличается большим демократизмом повествования и большим вниманием к индивидуальной судьбе».
Автору просто необходимо помнить, что при написании сказки он должен строго следовать выбранному времени, чтобы самому не запутаться и не ввести в заблуждение читателя. «Вышел Иван-Царевич в чисто-поле, натянул стрелу и хотел было пустить её на удачу, да пролетающий мимо «Боинг» помешал». «Фёдор знал, что монголо-татарами повелевает Юлий Цезарь» Обязательно необходимо ознакомиться с видами оружия, обмундированием и составом войск. «Мечники князя Волхи, одетые в бронежилеты, и бомбардиры половецкого хана в маскхалатах сошлись в неравной битве на Бородинском поле. На деревьях сидели снайперы, готовые в любую минуту открыть огонь. А с воздуха их поддерживали бомбардировщики ». Не помещать в сказку персонажей чуждых эпосу. «Лесные Эльфы совсем не боялись Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Василисков, злых горных Гномов и Джиннов». Прежде чем использовать пантеон богов надо тщательнейшим образом изучить его. «Велес был княжеским богом русичей. Он мог принимать вид огнедышащего дракона. Дажьбог, создавший Персть, был его отцом». Стараться не пересказывать уже известные народные сказки и произведения классиков. «-- Колобок, колобок, я тебя съем! -- воскликнула Лиса Алиса. – Не ешь меня, я тебе ещё пригожусь!» Если автор пишет детскую сказку, то надо стараться избегать труднопроизносимых, скабрезных, жаргонных и непонятных слов, а так же сцен кровопролития, секса и бытового насилия. «Никита-кожемяка в превосходстве владел кинжалом, превращаясь во время боя в «мельницу смерти». Он ураганом налетал на неприятеля, снося головы налево и направо, взрезая животы, от чего наружу вываливались кишки. А после сечи уединялся с Настенькой, и пока полностью не использовали позы «Кама сутры», с сеновала не поднимались». «В связи с деятельность Бабы-Яги по всей округе не работали передающие спутниковые тарелки. Змей Горынович, на бреющем полете, был подобен ультрасовременному «Боингу»». Для правильного описания внешности героев можно попробовать изобразить себя самого. «Внешность у него была заурядная: русые волосы, не пепельные, но и не смоляные. Пушистые ресницы, непонятного цвета глаза, очерченный рот и горбатый нос». Так же нужно иметь понятие об архитектуре описываемого времени, быте людей, земледелии и его орудиях, одежде и обуви, возможных именах и обычаях. «Вокруг замка Кощея Бессмертного стояли многоэтажки и коттеджи. Жители города ходили в лаптях, джинсах и тогах. Бургомистра звали Вырвидубом, его жену Александрой, а детей, Вероникой и Олимпиадой. Недалеко от их дома было колхозное поле, на котором с утра до вечера работали трактора».
В любой сказке заложен какой-то смысл. Читая «По щучьему велению», мы осознаём, что всего надо добиваться своим трудом. «Царевна-лягушка» повествует о вреде неосмысленных поступков, зависти, алчности и лести. «Иван-царевич и Серый Волк» учит верности, отваге, самопожертвованию и добросердечию. «Приключение Буратино» рассказывает о дружбе, находчивости, глупости, лживости, скупости, хороших манерах и пользе грамотности. Сказка, лишённая смысла, воспринимается как бульварное чтиво.
Если в повествовании отсутствуют элементы волшебства: говорящие звери и птицы, оживающие стихии и растения, то это всего лишь обычный рассказ.
Прежде чем взяться за написание сказочной истории просто необходимо составить простой план повествования:
В идеале – эпиграф.
Во-первых, определиться со временем и местом;
Точно обозначить, где всё происходит. Строго соответствовать выбранному времени. Описать: природу, обычаи людей, их быт – при необходимости. Если герой живёт во дворце или замке, то описать убранство.
Во-вторых, придумать главных героев;
Описать, откуда они, их внешность и характер, определить социальный статус, наделить, если нужно, волшебными способностями. Рассказать об их семье, животных и друзьях – если необходимо. Здесь необходимо дать определение понятий: Мышь-маленькая, серенькая, живет в норке. И умозаключение: Если маленькая то не Мышь, а Мышка, если живет в норке, то Норушка. Опять же если бы была большая и неприятная, то Мышь-Норушь, а так получается ласково, Мышка-Норушка.
В-третьих, придумать отрицательных героев;
Ведь там, где есть Добро, где-то живёт и зло. Описать их внешность и характер, наделить магией, придумать способ борьбы с ними.
В-четвёртых, тщательно продумать сюжет и строго ему следовать;
Если речь идёт о временах князя Владимира, то богатыри бьются не за жизнь, а на смерть, с ордой из Тмутаракани.
В-пятых, написать интересное вступление:
Можно по старинке: «Жили-были дед да баба». Или: «В нашем городе, посреди парка, стоял небольшой домик. В нём жила старая-престарая женщина, почему-то все её считали колдуньей».
В-шестых, написать завязку;
Что герой делает? Здесь имеет место мысленный эксперимент. Героя ставим в затруднительное положение, похожее на проблему, близкую ребенку. И герой начинает эту проблему преодолевать. В сказке ребенок впервые сталкивается с парадоксами: Вот происходит совершенно невероятный, удивительный случай, иногда противоречащий здравому смыслу. Получается любое волшебство -- парадокс. И здесь сказка строит мощную психологическую защиту - готовность воспринять любое событие в реальной жизни, даже самое невероятное. В построении отмечаем повторение действий; стремление строить действие на герое; трёхступенчатое строение сюжета.
В-седьмых, продумать интригу, используя фактор неожиданности;
Что случилось с главным героем? Кульминация -- точка наивысшего напряжения развития событий, здесь и основная мысль сказки, ее главная мораль. Итог или вывод. Чего добился главный герой? Если герой совершил добрый, правильный поступок он должен быть вознагражден, а зло неминуемо должно быть наказано!
«Оказывается, Баба-Яга очень ненавидела Кощея Бессмертного….» или «На самом деле Илья Васильевич не был тем, за кого себя выдавал».
В-восьмых, описать красочно бой, но без увлечения подробностями;
«Вытащил из ножен меч Иван-Царевич и отрубил Змею Горыновичу первую голову. Но на месте упавшей на землю, выросла новая, и уставилась на него, прорычав: -- Тебе ли, смертный, тягаться со мной! Уходи по добру по здорову, а не то худо будет! – -- Не позволю тебе, чудищу поганому, по земле русской ходить, да людей изводить! – воскликнул Иван-царевич и вновь ринулся в бой. Змей Горынович громко расхохотался и выстрелил из своей огромной пасти струёй жаркого пламени. Всё вокруг тут же загорелось. Но Иван-царевич нисколечко не испугался этого. Он вновь набросился на неприятеля и отрубил ему голову. Но на месте, упавшей на землю, выросло ещё две, и плюнули в него водой. Еле устоял на ногах Иван-царевич. Он снова набросился на Змея Горыновича, но тот со всей силы дунул на него. Поднялся ужасный ветер, валя вековые деревья. Но Иван-царевич стоял как вкопанный. Вдруг послышался чей-то тоненький голосок: -- Ты когда голову-то рубишь, так тут же спрыскивай место, где она находилась, святой водой – Иван-царевич так и сделал и вскоре Змей Горынович был повержен».
В-девятых, написать концовку.
Можно, но не желательно, использовать элемент недосказанности. А лучше всего, хеппи-энд: «Пирком да свадебку», «И я там был, мёд пиво пил, по усам текло, но в рот не попало», «И с тех пор никто больше Соловья-разбойника не видел», «И прожили они вместе тридцать лет и три года, душа в душу». «Вот и сказке конец, кто слушал, тот молодец!», «Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!», «Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок», «Что посеешь, то пожнёшь», «Горька работа, да хлеб сладок», «В ком правды нет, в том добра мало».
Написание сказки -- это очень кропотливая работа, требующая полной самоотдачи. Она должна быть пропущена через душу и согрета сердцем. Хочется пожелать авторам неиссякаемого вдохновения! Дерзайте, но не забывайте о классиках!
|
|
| |