«Он один из самых популярных русских поэтов. Его стихи вошли в учебник по русской литературе двадцатого столетия. Его творчество постоянно приводят в пример, когда говорят о постмодернизме», — рассказывает о Тимуре Кибирове его коллега по цеху Елена Фанайлова.
При этом Тимур Юрьевич использует вполне привычные инструменты стихосложения: в его текстах есть и рифмы, и размер. Более того, он достаточно часто пишет поэмы, жанр, в котором нынешние постмодернисты практически не работают. Тем не менее интертекстуальность, игра стилей, цитатность, пародии, широко используемые Кибировым, являются приёмами постмодернизма.
Исследователи творчества поэта называют его по-разному: то он «пересмешник», то «самый трагический поэт»; то он концептуалист, то представитель соц-арта. Сам же Кибиров говорит о себе просто: он — лирический поэт, которому не чужды ни авангард, ни традиционная литература.
Настоящая фамилия поэта — Запоев. Его отец, осетин по национальности, был кадровым военным. Мать, Джемма Залеева, работала школьной учительницей. Деды Тимура Юрьевича служили в царской армии: один из них, полковник Георгий Кибиров, был в большом почёте у терских казаков. Его-то фамилию и взял поэт в качестве творческого псевдонима.
Кстати, сам Тимур Юрьевич также имеет непосредственное отношение к казакам: когда в 90-е началось возрождение казачества, его избрали помощником атамана. При этом, уже известный как поэт, Кибиров, окончивший историко-филологический факультет, работал в периодической печати, занимал должность научного сотрудника в Институте искусствознания.
Тягу к сочинительству Тимур почувствовал ещё в подростковом возрасте, а окончательно «пристрастился» к этому занятию он во время прохождения срочной службы. Первая же публикация состоялась в 1988 году: в журнале «Юность» было напечатано стихотворение «Вступление».
С этого момента Кибиров начинает активно публиковаться, пик его популярности приходится на 90-е годы. «Литературная газета» даже прочила ему место «первого поэта поколения», однако сам Тимур Юрьевич считает подобные «рейтинги» неконструктивными и раздражающими «впечатлительных стихотворцев». Тем не менее он является обладателем нескольких престижных премий и наград.
О своём творческом становлении Кибиров рассказал в одном из интервью. По его словам, воспитанный на поэзии Серебряного века, в армии он понял, что поэтические высказывания Блока и Мандельштама совсем не стыкуются с казарменной и советской реальностью. А потом в его руки попали стихи Бродского. «Тогда-то я впервые понял, что возможны стихи, которые продолжают русскую классическую традицию и в то же время приспособлены к описанию этой не очень симпатичной реальности», — говорит поэт.
А советскую реальность он считал и продолжает считать «царством сатаны», где главное свойство власти — ложь. Однако Кибиров утверждает, что никогда не был политическим оппозиционером, а его гражданская лирика — вовсе не политические лозунги. Просто свою миссию он видел в том, чтобы описывать «тот странный мир, ни на что не похожую советскую цивилизацию». Когда же этот мир рухнул, Кибиров вернулся к традиционным темам, свойственным всем поэтам.
Но вот в последние годы Тимур Юрьевич обратился к прозе. По его признанию, это естественное желанию найти новые формы выражения для новых тем.
Сначала появилась «Лада, или Радость», замысел которой родился в дружеской беседе. Хотя сам Кибиров прозаическим это произведение не считает, называя его «поэмой в прозе». А в конце минувшего года вышел роман «Генерал и его семья». Это семейная сага, где действие разворачивается во времена СССР. «Это вроде бы настоящий роман, но и всё-таки такая — пошлое словосочетание — поэтическая проза», — утверждает автор. Тем более что много страниц в произведении занято стихами: как признаётся Тимур Юрьевич, эти стихи написаны им самим в молодости. Так что поэтический опыт пригодился и в прозе.
Тимур Кибиров находится в постоянном творческом поиске, считая лейтмотивом своих произведений «искреннее служение Истине, Добру и Красоте», а обязанностью
Она так старалась его полюбить,
так долго и честно старалась.
Но он помешал ей. Хотя, может быть,
совсем уж чуть-чуть оставалось.
И он постарался её позабыть,
он так оголтело старался.
Она помешала ему. Может, быть,
в живых потому он остался…
Они ещё встретятся в мире ином,
в каком уж конкретно, не знаю.
«Мой милый, каким же ты был дураком!» —
«Сама ты, мой ангел, такая!»
© Тимур Кибиров
Википедия:
Тиму́р Ю́рьевич Киби́ров (осет. Къибирты Тимур Юрийы фырт; род. 15 февраля 1955, Шепетовка, Хмельницкая область) — русский поэт-концептуалист, переводчик. Лауреат премии «Поэт» (2008), Премии Правительства РФ (2011).
Читайте также:
Борис Стругацкий и наследники
От Блока до наших дней: "день сурка" как бич целых поколений
Рената Юрьева: о детях, родителях и книгах
Просмотров: 1498
Комментариев нет
Рейтинг: 0.0 / 0
Добавил: redaktor в категорию Классики и современники
Оцени!
Выбор редакции - лучшее
[26]
Обзор новых материалов на сайте
|
Новости литературы
[105]
Самое интересное!
|
Классики и современники
[432]
Беседы с писателями, очерки, интервью
|
Новости издательства [805] |
Творческая жизнь
[282]
Новости и события писателей-современников
|
Читающая семья
[107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
|
Книжные новинки [1067] |
Книги для детей [210] |
Конкурсы и публикации [500] |
Психология творчества
[31]
В помощь писателям.
|
Лайфхак для писателя
[100]
В помощь начинающим авторам
|
Взгляд критика
[65]
Критические разборы литературных произведений
|
Литературный календарь
[49]
Памятные даты в истории литературы
|
Комната отдыха
[146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
|
Разное [156] |
Архив новостей [80] |
ТОПы [52] |
А знаете... [66] |
Энциклопедия литературы [93] |