|
10:39
|
|
29 мая 1860 года предприниматель и меценат Павел Третьяков составил завещание, по которому собственную коллекцию картин и немалые средства передавал Москве. После этого Павел Михайлович проживёт ещё долгую жизнь, сам обустроит художественную галерею, пополнит её фонды и изменит завещание. Но лишь после его смерти выяснится, что оно недействительно... Павел Третьяков происходил из старинного купеческого рода, занимавшегося торговлей полотняными изделиями. В семье воспитывались девять детей, но эпидемию скарлатины пережили лишь пятеро из них. Все они получили прекрасное домашнее образование, и уже в подростковом возрасте старшие сыновья Павел и Сергей занялись семейным делом. Но всё же, несмотря на успехи в бизнесе, главным в своей жизни Павел Михайлович считал искусство. Литографии и гравюры он начал собирать ещё в детстве. Окончательно укрепился в своей миссии Павел Михайлович после посещения Петербурга в 1852 году. Восхищённый посещением музеев, он писал матери: «Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия». С этого момента смыслом жизни для Третьякова стало коллекционирование картин отечественных художников, чьи имена впоследствии прославятся на весь мир. В 1892 году он обратился к городскому руководству с идеей создания в Москве картинной галереи, в дар которой он готов преподнести свою коллекцию, содержавшую на тот момент более тысячи полотен. «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых» открылась спустя год, но и после этого Павел Михайлович продолжал пополнять её собрание. Третьяков являлся пожизненным попечителем галереи, и, конечно же, его не могла не волновать её судьба после его кончины. А потому в 1896 году он существенно пересмотрел завещание и подробно расписал, кому, сколько и на какие нужды он оставляет. Для галереи Третьяков предусмотрел ремонт, расширение, приобретение новых произведений. Павел Михайлович хотел, чтобы оставленные им деньги работали на благо и развитие русского искусства. Кроме того, своему детищу он завещал и недвижимость — «дом в Лаврушинском переулке, рядом с домом, принадлежащим городу, бывший Степанова, передать в собственность города для присоединения к дому, где находится Художественная галерея». Однако исполнить последнюю волю мецената долго не удавалось — не утверждали завещание. Более того, по этому делу даже состоялся суд, который не признал этот документ. Но почему? В чём заключалась ошибка? «Она же получилась только потому, что завещание писалось дома людьми незнакомыми с законом, а не в конторе нотариуса, где подобного не случилось бы! Удостоверять, что во время составления завещания человек находится в здравом уме и светлой памяти, может только тот, кто в данном завещании абсолютно не заинтересован!» — утверждает племянница Третьякова Евдокия Константиновна Дмитриева. В данном же случае получилось так, что документ подписал человек, хоть и не означенный в нём, но работающий на том предприятии, работникам которого полагались по завещанию поощрения. На фото: Павел Михайлович и Вера Николаевна Третьяковы. Фото из Интернета Родные мецената очень переживали, что не могут выполнить воли мецената. И тогда душеприказчики, в частности К.В.Рукавишников, решили действовать через императора. Понятно, что получить у него аудиенцию было весьма непросто, но Рукавишников бомбардировал канцелярию Его Императорского Величества прошениями и в результате добился-таки встречи. Николай II внимательно выслушал Константина Васильевича, который в красках рассказал о галерее, отметил, что Третьяков безвозмездно передал её в дар городу и содержал на собственные средства. Император припомнил, что лично был знаком с Павлом Михайловичем и посещал его галерею, и взялся помочь. В частности, повелел суду не считать препятствием составление документа на дому и утвердить завещание потомственного почётного гражданина Москвы. Своего дядю, генерал-губернатора города Сергея Александровича император также ознакомил с завещанием и своими распоряжениями.
Вскоре все формальности были улажены, и последняя воля Третьякова была исполнена. Википедия: Па́вел Миха́йлович Третьяко́в (15 [27] декабря 1832 года, Москва — 4 [16] декабря 1898 года, Москва) — российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы (1896). На фото: 100 лет Государственной Третьяковской галерее. Почтовая марка, СССР, 40 коп., 1956 год, (ЦФА [АО «Марка»] № 1907)
Трагическая гибель сына Ивана Грозного Мелихово. Край, который помнит А.П. Чехова Атмосфера патриархальной России на родине Льва Толстого Был ли Шекспир итальянцем? |
|
|
|
|
Всего комментариев: 0 | |