Грамотно ли выражение «поэты и писатели»

Грамотно ли выражение «поэты и писатели»

В последнее время очень часто используется выражение «поэты и писатели». Существует масса творческих объединений, названия которых включают вышеприведенную конструкцию. Ее можно встретить и в обращениях Союза писателей России, например в этом поздравлении –

«Дорогие поэты и писатели! Коллектив Московской городской организации Союза писателей России и НП "Литературная Республика"от всей души поздравляет Вас с Новым 2014 годом и Рождеством! Пусть в год Лошади (Пегаса) Вам сопутствуют творческое вдохновение, новые книги, литературные победы, а также счастье, здоровье и удача! До новых встреч в Новом Году! Коллектив МГО СПР и НП "Литературная Республика"»

Правильно ли это? По моему первому, не подкрепленному ничем кроме личного опыта и интуиции мнению – нет. Для меня поэт – стихотворец, писатель, пишущий стихи. Соответственно, прозу пишет прозаик, писатель, специализирующийся на прозе. Таким образом, понятие «писатель» широкое – это всякий литератор – и прозаик, и поэт, и драматург. Получается, что выражение «поэты и писатели» соединяет в себе два понятия разного уровня – более общее (писатель) и более частное (поэт). Это все равно, как если бы мы стали говорить – «в лесу росли березы и деревья», «по улице ехали мерседесы и автомобили», «дети ели эклеры и пирожные» и т.п.

Но для того, чтобы решить, правильно, или неправильно, мое частное мнение недостаточно. Для этого есть словари, различные руководства, есть множество специалистов. Для непредвзятого анализа необходимо обратиться к ним. Это особенно важно в нашу пору усиливающейся хронической неграмотности, когда грамматический ляпсус свободно появляется и в объявлении, и на странице газеты, и в научном труде, и в художественной (!) литературе, - так, что уже и себе перестаешь доверять. Итак, рассмотрим по порядку значение слов «поэт», «писатель» и «прозаик»

Поэт

Толковый словарь Ушакова дает два значения слова: 1) писатель-художник, создающий поэтические произведения; 2) писатель, пишущий стихами, стихотворец.

Такой результат вызван широким значением самого слова «поэзия». Мы можем говорить, например, о поэзии русского пейзажа, о поэзии этюдов Шопена, понимая здесь поэзию как чувство прекрасного. Тем не менее, результат ясен. Поэт – это писатель, пишущий стихи.

Толковый словарь Ожегова тоже дает два значения: 1) писатель - автор стихотворных, поэтических произведений. Пушкин великий русский поэт. Поэт родной природы; 2) человек, который наделён поэтическим отношением к окружающему, к жизни. Поэт в душе. Поэт по натуре. Поэт в своём деле.

И здесь мы тоже видим, что поэт рассматривается как литератор (писатель) пишущий стихи.

Толковый словарь Дмитриева предлагает следующие определения: 1) поэт — это тот, кто создаёт стихотворные произведения; 2) поэтом могут называть автора любого художественного произведения, отличающегося яркой образностью.

Стоит обратить внимание, что определение поэта как особого писателя одинаково во всех трех случаях.

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой предлагает следующие ответы: 1) автор поэтических произведений; писатель-художник; автор стихотворных поэтических произведений; стихотворец; художник любого вида искусства, произведения которого отличаются поэтичностью; 2) тот, кто поэтически воспринимает действительность, поэтически относится к окружающему.

А вот еще в дополнение. Исторический словарь галлицизмов русского языка дает следующее: 1). устар. Писатель вообще, творец художественных ,поэтических произведений (независимо от жанра). «Господа стихотворцы и прозаики, одним словом поэты, в конце прошедшего столетия и даже в начале нынешнего сного выезжали на страстной и верной супружеской любви горлиц.» С. Аксаков. Записки ружейного охотника. «Вся судьба моя зависит от успеха романа! Ох, трудно быть поэтом при таких условиях!» 18.2. 1868. Из письма Достоевского Майкову. 2). Автор стихотворных поэтических произведений.

Наконец, словарь иностранных слов русского языка определяет поэта так: 1) художник, одаренный творчеством и чувством изящного; 2) стихотворец.

Итак, поэт – это писатель, пишущий стихи, или стихотворец.

Писатель

Толковый словарь Ушакова: писатель - человек, пишущий литературные произведения.

Толковый словарь Ожегова: писатель - человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.

Толковый словарь Дмитриева: писатель — это тот, кто создаёт прозаические литературные произведения.

До сих пор все было хорошо, но вот в толковом словаре Дмитриева встречаем иное определение. Дмитриев отождествляет понятия «писатель» и «прозаик», противопоставляя таким образом «писателя» и «поэта». В его словаре «писатель» и «поэт» равновелики, соответственно, получается, что Дмитриев допускает и возможность словосочетания «поэты и писатели».

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой: писатель - человек, пишущий литературные произведения.

Итак, мнения разделились. Чтобы прояснить ситуацию, надо рассмотреть еще одно слово

Прозаик

Толковый словарь Ушакова. Прозаик: 1) писатель, пишущий прозою; антоним - стихотворец, поэт. О чем, прозаик, ты хлопочешь? «Давай мне мысль, какую хочешь: ее с конца я завострю, летучей рифмой оперю.» Пушкин; 2) перен. Человек с мелочными, узко практическими интересами.

Толковый словарь Ожегова. Писатель, автор произведений в прозе.

Толковый словарь Ефремовой. 1. Писатель, пишущий прозой. 2. перен. Тот, кто лишен возвышенных интересов, занят повседневной, бытовой материальной стороной жизни.

Наконец, самое интригующее. Толковый словарь Дмитриева не содержит слова «прозаик»… Что делать? Возьмем еще несколько словарей.

Исторический словарь галлицизмов русского языка. Прозаик — писатель, пишущий прозой (противопол.: стихотворец).

Словарь иностранных слов русского языка. Прозаик — (лат. prosaicus). 1) писатель, пишущий прозою. 2) человек чуждый мечтательности, отличающийся утилитарным взглядом на вещи.

И последнее. Словарь синонимов русского языка. Прозаик — беллетрист, прозаист, писатель. Здесь, как и в словаре Дмитриева, появляется отождествление понятий «писатель» и «прозаик».

Остается сделать выводы:

1. У специалистов по русскому языку нет общего мнения по данному вопросу. Большинство справочников и словарей русского языка различают понятия «писатель» и «прозаик», однако в некоторых трудах (Толковый словарь Дмитриева, Словарь синонимов русского языка) они отождествляются.

2. При отсутствии единого мнения невозможно с абсолютностью доказать правильность одной из точек зрения. Можно лишь апеллировать к мнению большинства, которое сводится к тому, что выражение «поэты и писатели» сочетает в себе понятия разного порядка и дать рекомендацию его не использовать. Но следует ожидать возражений со стороны оппонентов, которые не замедлят воспользоваться закрепленной в словаре Дмитриева противоположной точкой зрения.

Список литературы

Абрамов Н.А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1999. 

Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. Издательство: Астрель, АСТ Год: 2003.

Епишкин Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. Словарное издательство ЭТС, Москва, 2010.

Ефремова Т.Ф.  Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд-во: М.: ИТИ Технологии, 2006.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской литературной речи. Составлен под ред. А. Н. Чудинова. Издание третье. СПб., издание В. И. Губинского, 1910.

Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.

160 Комментариев
  1. Вера_Лопатина Спам

    Но для того, чтобы решить, правильно, или неправильно, мое частное мнение недостаточно.
    У Вас ошибочка.Но для того, чтобы решить, правильно, или неправильно, МОЕГО ЧАСТНОГО МНЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНО.

    06 Мар 2015, 09:59
  2. ТатьянаАлександровская Спам

    У того же Дмитриева существуют сухие лаконичные формулировки: 1. Проза — это разновидность художественной речи — нестихотворная повествовательная речь.
    2. Прозой называется нестихотворная повествовательная литература, а также совокупность таких произведений
    3. Стихотворением в прозе называют короткое, ритмически организованное произведение, обычно лирического характера.
    (Тургеневские стихотворения в прозе.)
    4. Прозой можно назвать то, что является необходимым и обычным в жизни, повседневным, обыденным.

    Но кто тогда тот, кто пишет в прозе?! (сущ. "прозаик" у Дмитриева отсутствует).
    Такой вот неполный словарь русского языка перед нами.

    И как тогда иронично нам называть того, кто порой цинично, а порой жизненно-хлёстко говорит о жизни? - это второе значение слова прозаик.

    Остаётся только обращаться к учителям, получившим образование, знание и опыт не менее, чем 30 лет назад. Ведь только под их пристальным и суровым контролем мы можем сохранить Великий и Могучий Русский язык.
    К сожалению, выпускники сегодняшнего дня со специальностью "Учитель русского языка и литературы" не всегда способны грамотно заявление о приёме на работу написать. О чём можно говорить ещё?!

    Человеку мыслящему, но не специалисту в области русского языка и литературы, как-то не с руки идти на кафедру университета и углубляться в нюансы грамотности и языкознания. В тоже время жажда знаний, желание говорить правильно, они есть!
    Современные тенденции, в частности общение в соц.сетях интернета, и односложные ответы на сайтах обедняют, если не сказать "делают примитивно плоской", речь современного человека.

    Правильно ли говорю я? - Вопрос, который не раз рано или поздно встанет перед каждым из нас. Кто-то найдёт для себя сайт в интернете и вольётся в среду, где общение будет происходить на более-менее доступных нормам грамотности речевых оборотах. Кто-то возьмёт в руки учебник русского языка и повторит или подучит давно забытое. Я же обращаюсь к работам Розенталя Д.Э. - очень многое и неожиданное приходится открывать порой для себя в том, о чём вчера ещё не задумывалась или не обращала внимания на какие-то нюансы.

    Язык живёт, развивается. Возникают неологизмы в речи и входят в оборот вдруг иностранные слова, порой безрассудно, к сожалению, но тем не менее. Хотя ещё В.Белинский сказал: Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. Главное помнить: основа основ остаётся неизменной.

    Моё объёмное рассуждение касается не только темы прозаик + поэт = писатели.
    Сегодняшние процессы русского языка и речи - наша общая большая проблема.

    Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
    А. Куприн

    12 Янв 2014, 21:56
  3. webmanya Спам

    Как вам название сообщества Вконтакте: "Стихотворения великих поэтов и писателей"?

    12 Янв 2014, 20:03
  4. Антосыч Спам

    В принципе, такое название имеет право быть. Некоторые великие писатели и стихотворения писали.

    13 Янв 2014, 14:05
  5. Tanita Спам

    Мне оно больше нравится, чем если бы было "Стихотворения великих поэтов и прозаиков" - так ну совсем не звучит (ИМХО)... "...и прозаиков" - слишком сухо!

    13 Янв 2014, 14:15
  6. webmanya Спам

    ИМХО "Стихотворения прозаиков" - это вообще абсурд. Так же как и "Стихотворения поэтов и писателей". Все равно, что "Рассказы поэтов".

    13 Янв 2014, 14:31
  7. Антосыч Спам

    Выходит, стихотворений физиков быть не может? А я думал, что у меня есть стихотворения.

    13 Янв 2014, 14:36
  8. Антосыч Спам

    Но, конечно, согласен, это звучит коряво. Если упоминать о моих стихотворениях, то не стоит упоминать физику и наоборот.

    13 Янв 2014, 14:37
  9. talassa Спам

    Если мне предложат читать стихотворения великих физиков, то я, скорее всего, постараюсь как-нибудь отделаться от этого. Что же до заглавия. то оно несколько двусмысленно. Так и хочется сказать - "стихотворения великих поэтов и посредственных писателей" Нехорошо звучит.
    Далее. есть очень обычное выражение - "проза поэта". Почему не быть поэзии прозаика?

    13 Янв 2014, 19:26
  10. Антосыч Спам

    А я бы предпочёл читать стихотворения некоторых физиков, чем стихотворения многих филологов.
    Вообще я предпочитаю читать хорошие произведения без оглядки на то, кто их написал.

    14 Янв 2014, 08:49
  11. talassa Спам

    А я всегда смотрю - поэт это, или нет.

    14 Янв 2014, 21:28
  12. Антосыч Спам

    Для этого надо что-то почитать. И поэт не обязательно должен быть только поэтом.

    14 Янв 2014, 21:59
  13. talassa Спам

    Так я по стихам сужу, а уж потом смотрю, кто он и откуда.

    15 Янв 2014, 09:13
  14. Антосыч Спам

    Ну а если он окажется физиком, или химиком или дворником? Не постараетесь же Вы от него отделаться, если его стихи очень хорошие! Тогда имеет смысл вполне законно говорить о стихах дворника, о стихах химика и о стихах физика.

    15 Янв 2014, 10:10
  15. talassa Спам

    Так это уже вторичное. Я имел в виду такую ситуацию - мне дают книгу (файл) и говорят - вот, это стихи физиков (геологов, бухгалтеров, космонавтов...), читай. Вот тут я сразу и говорю -
    спасибо, не надо.

    15 Янв 2014, 18:40
  16. Антосыч Спам

    У нас просто разные подходы. Я, наоборот, могу отказаться от стихов поэтов и поинтересоваться стихами физиков. И, как правило, не прогадываю. Всё зависит, на самом деле от того, кто это всё предлагает.
    На самом-то деле все поэты являются либо физиками, либо геологами, либо кем-то ещё. Практически нет таких, кто бы закончил литературный институт и жил своим стихотворным трудом. Большинство настоящих поэтов получается именно из физиков , геологов и прочих. И становясь поэтами они остаются физиками и геологами.

    16 Янв 2014, 09:15
  17. talassa Спам

    Да, конечно. Просто их немного среди физиков, как впрочем, и среди филологов, дворников, бомжей, и вообще среди людей. Поэтому к "профессиональным" выборокам у меня предубеждение. Но, если физик пишет талантливые стихи - мне хочется пожелать, чтобы у него хватило времени и "пороху" на поэзию

    16 Янв 2014, 18:42
  18. Антосыч Спам

    А тут я полностью согласен!
    Жму руку!
    Анатолий.

    17 Янв 2014, 10:12
  19. Tanita Спам

    Простите, не совсем внимательно прочитала. Мне почему-то показалось, что там речь о произведениях, а не о стихотворениях. А так, "Стихотворения великих поэтов и писателей" - действительно, странно звучит. Масло масляное :-)

    13 Янв 2014, 20:42
  20. Антосыч Спам

    Простите, но я не вижу здесь масла масляного. Вполне нормальное выражение. Примерно как " картины великих художников и скульпторов". Немного с юморком но допустимое.

    14 Янв 2014, 08:51
  21. webmanya Спам

    Я начинаю работу с группами, в названии которых присутствует название "поэты и писатели". Уже есть люди, которые переименовали свои группы после моего сообщения и ссылки на эту тему. Кто мне поможет?

    12 Янв 2014, 20:02
  22. Сатир Спам

    Если к вопросу подходить технически, то поэты - часть писательской группы. Но чисто эмоционально мы выделяем поэтов в отдельную категорию. Прозаика можно с легкостью назвать писателем, не уточняя, что он прозаик. А вот с поэтом всегда следует уточнение. Как раз сегодня мне ребенок рассказывал, что есть китайцы, а есть тайванцы. Вроде те же китайцы, да не те...

    12 Янв 2014, 12:13
  23. talassa Спам

    А драматургов-сценаристов вы куда?

    12 Янв 2014, 13:07
  24. salnikoff Спам

    Драматургов? Они ближе к писателям, но не писатели! Разве можно Гомера, Данте, Шекспира назвать писателями. Поэты - в первую очередь, носители устного творчества, с этого они начинали. А писатели... увы, только писатели, но не поэты!

    12 Янв 2014, 18:43
  25. talassa Спам

    Э, с Гомером и Данте Вы погорячились, они не драматурги уж точно. Ну, а Антон Павлович Чехов - он писатель? Или драматург? Или наш современник Эдвард Радзинский?
    happy

    12 Янв 2014, 18:52
  26. salnikoff Спам

    Чехов - точно не поэт!

    12 Янв 2014, 19:22
  27. talassa Спам

    Мой вопрос не об этом.

    12 Янв 2014, 22:47
  28. Сатир Спам

    Если идти по пути упрощения, то поэтов, писателей, сталеваров и плотников можно назвать людьми, и это фактически будет правильно. Мы углубляемся в детали, чтобы подчеркнуть некую обособленность каждой группы.

    13 Янв 2014, 08:44
  29. salnikoff Спам

    Поэт - др.-греч. творец! В Древней Элладе многие мифы и баллады передавались из уст в уста. Во времена Геракла, Персея и Тесея (14-13 века до Р.Х.) во многих царствах не было письменности, а соответственно, и писателей. А баллады были!
    Поэзия - это высший пилотаж литературы, поэтому прозаики норовят себя приравнять к поэтам, и эту кучу назвать писателями. Это неправильно! Сравните металлургов, стеклодувов и, например, ювелиров! Можно их объединить в одно общество?

    11 Янв 2014, 19:55
  30. talassa Спам

    Ну, это спорно - насчет ювелиров и металлургов. Сначала появились металлурги, а уж потом ювелиры. Так и тут - сначала поэты, потом драматурги, потом новеллисты, потом романисты... happy

    12 Янв 2014, 13:04
  31. pakhnushchy Спам

    Хочу поддержать Никиту Брагина в употреблении слова "спорно". Причём, спорно не только это, спорно и существование царства без существования письменности - очень!!! Даже если в царстве не было поэтов и поэзии, то бухгалтерия была обязательно, а она без письменности (пусть даже примитивной) - невозможна.
    Так что, тут небольшой облом получается wink sad

    14 Янв 2014, 21:35
  32. talassa Спам

    Кстати. у микенских ахейцев письменность была...

    16 Янв 2014, 20:46
  33. Crones Спам

    Я считаю, что всё должно называться своими именами. Поэт не есть писатель, но он пишет... Возьмём буквальный пример: Парень решил подарить своей любимой цветов, тем самым выразив свои чувства... Купил ей роз, пока она спала. И положил их рядом с возлюбленной в постель. Он подарил ей цветы, но именно эти цветы являлись розами. Так же и поэт… Он выпускает свою душу в стихи для того, чтобы подарить их людям. Но он дарит им не прозу или что-либо другое. А именно стихи!

    11 Янв 2014, 12:50
  34. talassa Спам

    Ну, а вот Антон Павлович Чехов душу свою вкладывал в рассказы. И дарил их людям. И были его розы прекраснее многих и многих поэтических. tongue

    12 Янв 2014, 13:06
  35. Валерий_Cool Спам

    Внесу свою небольшую лепту. Не встретил тут формулировок из упомянутого Марией словаря Даля (его, кстати, использую довольно часто). Поэтому (согласно В.Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"):
    Поэзия ж . изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью. Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, и самое творчество, способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображеньем в высшие пределы, создавая первообразы красоты; наконец зовут поэзией самые сочиненья, писанья этого рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства. Одни считали поэзию рабским подражаньем природе; другие- видениями из духовного Мира; третьи видят в ней соединенье добра (любви) и истины. Поэт м. пиита, человек, одаренный природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать ее словами, творить изящное; стихотворец. Поэтичный, -ческий, относящ. к поэзии, ее содержащий; изящный. Поэма ж. поэтичное повествованье, стихотворный рассказцелостного содержанья.
    Проза ж . греч. обычная речь, простая, не мерная, без размера, противопол. стихи. Есть и мерная проза, в которой, однако, нет размера по слогам, а род тонического ударения, почти как в русских песнях, но гораздо разнообразнее. Прозаист, прозаик, прозаический писатель, пишущий прозой.
    Писать , писнуть, писануть, шуточн. писывать что, чертить буквы, письмена, словесные знаки. Мальчик учится писать. Мы пишем пером, персиане камышем. китайцы кистью. | Сочинять, излагать мысли свои, описание событий письмом. Иной пишет стихами лучше, чем прозою. Многие говорят хорошо, а пишут бестолково. Ин пишет, словно рожает, другой пишет, лишь перо скрипит...
    Последнее сокращено, и термина "писатель" у Даля нет, к сожалению.
    Считаю посему, что грамотно будет писателями называть и поэтов, и прозаиков, и тех, кто пишет "по-всякому". Однако в обращении, когда хочется отделить чистых поэтов от остальной писательской братии, возможно употребление и таких выражений, как "писатели и поэты". На мой взгляд, это, хоть и ошибка, но не грубая. С одной стороны может подразумеваться, что поэт - это несколько большее, чем просто писатель (как у Даля, кстати, поэт - это человек с особым восприятием), а с другой, - что писатели, переросшие фазу поэта, становятся чем-то большим, чем просто поэты. Это нужно уточнить у тех, кто писал ;). Мое же личное отношение к этому, перефразируя строчки Некрасова, - "Поэтом можешь ты не быть, но быть писателем обязан!", - т.е. все таки поэт от Бога, а писатель может быть и от сохи. dry Интересный вывод...

    11 Янв 2014, 09:28
  36. talassa Спам

    Ну, Ваши доводы очень серьезны, я ничего не имею против. Но, в порядке информации. раньше. да и сейчас, некоторые считали и считают, что "поэты от сохи" есть. Мне это мнение не нравится, но оно существует.

    12 Янв 2014, 13:08
  37. Томская Спам

    А в чём проблема? На мой взгляд, все мы, здесь собравшиеся, должны понимать чётко: писатель = поэт + прозаик+....Род - вид.
    Но в реальной жизни, как уже было здесь абсолютно правильно замечено, идёт унификация понятий. И понятие "прозаик" практически потеряло себя, слившись с понятием "писатель." Но и это не конец цепочки изменений.
    Насколько сейчас употребительно слово "прозаик", кто может аргументированно ответить?
    Как себя обозначают пишущие прозой? Автор и т.д. Как угодно, только не прозаик.
    Да и само понятие "писатель" в сознании многих трансформируется. Заболтали слово, оскомину оно набило.
    "Писатель", на мой взгляд, это человек не только создающий литературные произведения, но и сделавший процесс их создания основой своего существования. По-другому, живущий на то, что зарабатывает литературным трудом. И к тому же продукт его литературного труда должен иметь реальное культурное значение. И сколько из пишущих таких сейчас имеется? А сколько себя называет этим словом?
    Грустно не то, что "неграмотное большинство" (по выражению уважаемого автора сайта) вносит сумятицу в язык и приводит к его деградации. На мой взгляд, грустно то, что сами пишущие теряют чувство реальности и называют себя неадекватно своему вкладу в развитие литературы.
    А язык не деградирует, он живой, и его изменения лишь отражение изменений в обществе. Язык нам показывает вектор движения. А мы принимаем изменения или нет- это наш выбор.

    И ещё личное мнение: Пушкин - прямая ассоциация "поэт"? Не знаю? У меня Пушкин- ассоциация "рано погиб", по его наброскам, по его замаху - в прозе он достиг бы не меньших высот, а то и превзошёл.
    Или Высоцкий. Бард? А если тексты его песен прочитать тихо и медленно - поэзия высочайшая. А попытки прозы? Опять "рано ушёл".
    Спасибо за возможность подумать. С уважением. Людмила.

    11 Янв 2014, 00:25
  38. аватар отсутствует
    Viktor Спам

    Выражение «поэты и писатели» считаю неграмотным.
    Поэзия несёт в себе психоэмоциональное состояние в коротком прочтении времени. Природа даёт поэту музыкальность, размеры стиха, чувства значимости содержания, владение рифмой.
    То же самое и в прозе. Описание в объёме романа, повести, рассказа, очерка.
    Проза заключает в себе глубину содержания, образность, сравнения, свободное, лёгкое чтение предложений. Оба жанра необходимы для иммунитета, духовного функционирования, поэтому поэт-писатель, прозаик – писатель.
    Виктор Наумов.

    10 Янв 2014, 23:31
  39. Tanita Спам

    Писатель - тот, кто пишет. Но это не обязательно творческий человек, потому что однокоренные слова "писец", "письмо", а также "живопись" и "писаные скалы" не связаны напрямую с литературной деятельностью. Слово "литература", опять-таки, не связано напрямую с творчеством, так как, помимо художественной литературы, есть ещё научная... Поэтому слова "писатель" и "литератор" вряд ли можно назвать родовыми понятиями для деятельности, связанной со словесным творчеством. Определение "художественный" - это ключ к пониманию сути творческой деятельности, но определение "художественный" вбирает в себя не только художественную литературу (прозу и поэзию), но и художественное кино (в отличие от документального), живопись, а также любые объёмные изделия, которые призваны пробудить в человеке чувство прекрасного, то есть имеют эстетическую направленность. Вот что я нашла про происхождение этого слова: "Слово художник происходит из старославянского языка, от слова "худогъ" - ловкость, искусность. "Худогий" (художный) - искусный, сведущий, опытный, умеющий хорошо писать (каллиграф). В церковнославянском также есть слово "худог" - разумный, ученый, мудрый, умный. Филологи рассматривают слово "худогъ", как германизм, возникший из-за соседства проживания прагерманских племен, живших до III века до н.э. между реками Одером и Вислой, с славянскими племенами. Слово произошло от готского "handags" "ловкий, умелый", которое образовано от "handus" - "рука" при помощи суффикса. Получается буквально: "Рукастый" (с умелыми руками). В древнерусском языке слово "художество" имело несколько значений: опытность, знание, ремесло, искусство, лукавство."

    Поэтому родовое понятие для поэтов и прозаиков будет - "мастер слова". Раньше бытовало выражение "изящная словесность", что является буквальный переводом на русский язык слова "беллетристика".

    Это что касается сути слов. Но употребление слов в живой речи - это отдельная тема. "Союз писателей" - здесь имеется в виду профессиональная деятельность. Писатель - тот, чей вклад в общественную жизнь заключается в том, что он пишет (для людей) и тем самым поддерживает родной язык и культуру. Значит, грамотно будет сказать "поэты и прозаики".

    Ну, и напоследок - мои субъективные ощущения. Слова "писатель" и "поэт" - равновелики, и для того, чтобы применить их по отношению к себе, нужна определённая смелость. А вот слово "прозаик" полегче. Самое же нейтральное слово, которое легче других ложится на язык по отношению к себе и по отношению к знакомым собратьям по перу - это слово "автор".

    10 Янв 2014, 21:05
  40. Kate_Volnaya Спам

    Всем доброго времени суток! Мое мнение: скорее всего, писатель - слово разговорное, с ним часто отождествляют слово "прозаик". На самом же деле, значение "писатель" намного обширнее. Это и поэты, и прозаики - все пишущие люди! biggrin

    10 Янв 2014, 19:53
  41. Lana777 Спам

    "СЛОВА НЕ ДОЛЖНЫ ОТВЛЕКАТЬ ВНИМАНИЕ НА САМИХ СЕБЯ,
    ПОТОМУ ЧТО ИСТИНА — ЗА ПРЕДЕЛАМИ СЛОВ"
    Мацуо Басё
    Мне кажется, что всё гораздо проще и истина на поверхности.
    Писатель - тот, кто пишет, учитель, тот кто учит, врач - лечит и т.д. Это потом все они делятся по специальностям и узким специализациям. Писатели на : поэтов, прозаиков, эссеистов ; врачи на; хирургов, педиатров, стоматологов; учителя на: математиков, физиков, химиков. Ни кому не придёт в голову написать:
    Уважаемые врачи и гинекологи! Поздравляем вас с Новым годом!
    Поэтому считаю, что обращаться: Поэты и писатели - не совсем правильно. Вернее - совсем не правильно.

    10 Янв 2014, 16:05
  42. Александр_Головко Спам

    Ну, конечно, это нонсенс, но они же есть, это реальность. Они часто являются законодателями моды, вручают премии, а мы благодарим...
    Такое возможно, мне кажется, только в России, это наследие сталинской системы.
    Надо выстраивать новые отношения, но на это нужно время. biggrin

    10 Янв 2014, 13:35
  43. аватар отсутствует
    DENI30S Спам

    Писатель - это общее понятие, включающее в себя и поэтов, и прозаиков. В этом вопросе двух мнений быть не может. wacko

    10 Янв 2014, 08:42
  44. valiam Спам

    Вдогонку к комментариям: 74 Надежда_Вамуш (Вчера 17:06), 105 valiam (Сегодня 03:59)

    Сергей Михалков: «Если бы меня попросили назвать имена поэтов, чье творчество органически связано с музыкой и в то же время может существовать отдельно, я бы назвал только три имени: Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Илья Резник». Сам Резник утверждает: «Я – поэт-песенник только на восьмую часть, потому что у меня сейчас выходит четырехтомник, и все песни занимают третью часть одного тома. Там у меня детские произведения, проза, сонеты, молитвы и пр., так что я – поэт и писатель!». Резник очень четко ощущает грань между просто поэтом и поэтом-песенником:«Когда ты поэт и просто пишешь стихи, то ты свободен в теме, в ритме, образах, в поэтических размерах, …а когда пишешь песню, то ты – пленник композитора, исполнителя, его голосовой амплитуды, аранжировки. Это более сложная технология, чем сочинение стихов, – они рождаются сразу, легко, свободно, а песни – более трудный жанр».

    Когда я впервые читала стихи А.Вознесенского, то была очень удивлена. Они были так не похожи на то, что и (как!) он писал для эстрады (стиль, темы). Можно вспомнить Р,Рождественского, Е.Евтушенко, А.Дементьева и др.
    wink

    10 Янв 2014, 04:22
  45. NikolaiHovard Спам

    В корне смысл один. Далее по разделению, на стихоплетов и песенников, и рассказчиков и журналистов. Так что в принципе это правильно, но звучит не очень.

    10 Янв 2014, 03:51
  46. valiam Спам

    Журналисты - отдельная история. У них даже свой Союз журналистов. Хотя, конечно, журналист может быть и писателем.

    10 Янв 2014, 04:49
  47. Marussja Спам

    Как бы мы тут не спорили ,дорогие мои, а произнесите рядом с именем "Пушкин" слово ПИСАТЕЛЬ и сами удивитесь, что звучит это по меньшей мере непривычно.)) Как , впрочем и рядом с Лермонтовым.Они ПОЭТЫ! Поэты, талант которых на столько был ярок, что не мог не проявиться и в прозе. Вспомните "Бэллу" из "Героя нашего времени" Разве не ПОЭЗИЯ?! А "Метель " Пушкина"?!
    Всё-таки слово "ПРОЗАИК" - больше профессиональное. "ПИСАТЕЛЬ" же - разговорное. Да, оно имеет обобщающее значение, которое и принято употреблять в названиях литературных объединений.
    Чтобы изменить ситуацию, нужно не с нас начинать.))) Нам-то проще всего в данном случае.
    Замахиваться нужно на школьную программу - с самого первого класса.)))
    Кстати, в немецком языке есть понятие Dichter ПОЭТ и Schriftsteller ПИСАТЕЛЬ. Я ещё ни разу не встречала слова PROSAIST или PROSASCHRIFTSTELLER, хотя они существуют. Их просто не употребляют в разговорной речи. Это скорее слова публицистические.
    Гёте, кстати, никто не назовёт прозаиком или писателем, только ПОЭТОМ!))))))))))))

    10 Янв 2014, 01:50
  48. valiam Спам

    Подмечено точно biggrin

    10 Янв 2014, 03:42
  49. pakhnushchy Спам

    Мариночка, не нужно замахиваться на школьную программу (особенно советскую), там всё было ОК! Причина смещений смыслов лингвистических единиц - в грамотности носителей языка, конкретных людей. Когда у меня просят троечку "потому что родила" и т.д., я советую взять академический отпуск, чтобы потом это нечто не несло в школу что попало...
    Безграмотный (или бессовестный) врач с экрана 1-го канала говорит: "Люди, не верьте, дисбактериоза нет, антибиотики безопасны!..". Безграмотный учитель русского языка вещает на уроке: "поэты и писатели" (в моей школе, когда я учился, за такую фразу завуч "чистила" филолога полчаса на чём свет стоит). безграмотный программист вместо процедуры выбора применяет процедуру ветвления (и прога работает тяжело или косячит). Безграмотный чиновник составляет новый квалификационный перечень профессий, в результате чего люди, проработавшие по 20-30 лет, не могут оформить пенсию (и вынуждены судиться с пенсионным фондом)... Министерством образования руководит человек, не знающий о школе ничего, кроме парадного входа, а минздравом - какой-нибудь починок, не имеющий понятия о лечебном деле...
    Люди, отсутствие фактического образования (не наличия диплома, нет, это - разные вещи) не есть повод к оправданию и "замораживанию" ошибок, буде они случайные или намеренные. Оправдание словом "современный" (или "актуальные требования",...) - это чистой воды беспринципность вкупе с авторитаризмом.
    Посмотрите старославянский и современный новояз, это вещи несравнимые с точки зрения математики даже: если первый достаточно структурирован, логичен, даже математичен (если угодно), то современный разговорный русский всё больше строится на догме изданного словаря, причём словарей (или их редакций у одного и того же составителя) появляется всё больше, а трактовки в них - всё парадоксальнее...
    Язык, в норму которого вводится отсебятина полуграмотных носителей, обречён на деградацию, затем растворится и носитель такого языка (последнее можно оспаривать, поскольку сентенция - моя). angry

    10 Янв 2014, 11:00
  50. Marussja Спам

    Александр! Я Ваш вывод по поводу "отсебятины полуграмотных носителей" оспаривать ни в коем случае не стану.))
    Даже отнесу себя к таковым абсолютно серьёзно.И думаю, каждый из нас, во всяком случае многие (хотя бы сами себе ) скажут правду: мы очень редко употребляем слово ПРОЗАИК, а то и вовсе НЕ!

    Я не говорю, что так и должно быть. С этого момента даю честное пионерское слово, что буду стараться исправить это положение. Нужно же с себя начинать!))

    10 Янв 2014, 20:42
  51. pakhnushchy Спам

    Мариночка, любую критику, не относящуюся к Вам лично, на себя примерять нужно крайне осторожно - только в конструктивном ключе, как средство предотвращения возможных собственных ошибок. Относить же её на себя полностью - крайне непродуктивно.
    Девиз "начать с себя" в качестве продуктивного подхода к любому вопросу - это единственный путь для каждого из нас: для Вас, ответившей; для меня, написавшего; для читавших...
    "+" в репутацию (за что, объяснить трудно, но позиция Ваша крайне уважительна, и она - классный пример чего-то хорошего!!!) biggrin

    11 Янв 2014, 11:33
  52. Pan010ter Спам

    Вообще русский язык это скопище противоречий. Так же можно подвергнуть сомнению правильность изречения " я и моя семья". Ведь это не означает, что я вне семьи?

    10 Янв 2014, 00:12
  53. vadimrozenblat Спам

    Я придерживаюсь несколько иного мнения... Нельзя забывать, что с течением времени меняются приоритеты восприятия формулировок! Поэтому, современное
    отождествление писателей и поэтов сегодняшнего момента, существенно отличается от архаизмов прошлого восприятия... Этому определению есть масса примеров... Приведу наиболее яркий: Немецкий драматург Герхард Гауптман написал пьесу " Ткачи" в возрасте 29 лет, которая пролежала в литературном фонде почти 50 лет! Востребована пьеса оказалась, когда автору было почти 80 лет, после восстания ткачей в Германии, тогда автор и стал знаменит!
    Сегодня мы, люди творчества имеем идеальную возможность показать то, что нас взволновало всему миру, через интернет, а художественная ценность того, или иного произведения определяется грядущими поколениями!

    09 Янв 2014, 23:53
  54. 1 2 3 »

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети