Почему злободневные стихи не печатают и в народе не декламируют?

Почему злободневные стихи не печатают и в народе не декламируют?

Сегодня много говорят о том, что поэзия утратила былую популярность и уже никому не интересна. Противники данного мнения берутся спорить. Они доказывают свою позицию тем, что в сети развелось огромное количество литературных форумов и там-то стихи читают, ставят лайки и обсуждают неделями. А то, что сборников больше не печатают, — вина издательств, которые только и дышат мыслью, как бы отравить авторам жизнь и не позволить развиваться. Как тут понять, кто прав, а кто ошибается?

Действительно, стоит зайти в Интернет и открыть какой-нибудь писательский портал, как перед глазами предстанут тысячи произведений, и под каждым из них найдётся десяток-другой комментариев. Однако если заглянуть в книжный магазин, выяснится, что сборников качественной поэзии практически не представлено на полках. То есть издательства и правда не стремятся публиковать поэтов. Но дело вовсе не в зловредности или желании кому-то насолить. Всё дело в перспективах.

Многие современники, вдохновлённые опытом блогеров и журналистов, которые выезжают на хайповых новостях и становятся невероятно востребованными, пытаются повторить чужой успех. Они берут актуальные вопросы, которые здесь и сейчас волнуют каждого, и пишут стихи. Естественно, такие произведения будут читать, ставить лайки и делать репосты. Но вопрос — как долго? Пройдёт неделя, месяц или год, о проблеме забудут и общество переключится на что-то новое, блогеры пойдут дальше, мусоля новый хайп, а литераторам не останется ничего иного, кроме как последовать их примеру. Теперь представьте, что книга с актуальным вчера контентом была напечатана, естественно, с некоторой задержкой, то есть сегодня. Кому она будет интересна завтра? Именно эта сиюминутность поднимаемых вопросов убивает перспективы гражданской лирики, а вовсе не плохой характер издателей.

Не верите? Давайте разберём на примере. Сейчас самой важной проблемой всего человечества является коронавирус. Оставим в стороне тот факт, что само слово написано с ошибкой, если оглядываться на правила словообразования в русском языке. Поговорим о самой ситуации. Все без исключения СМИ пестрят заголовками о карантине, эпидемии, симптомах и способах лечения болезни. Сколько человек вылечилось, а сколько умерло и в какой стране мира, знают даже дети до трёх лет. Сеть переполнена стенаниями, жалобами, страхами, мемами, видеороликами и постами на эту тему. Естественно, литераторы не отстают. Они на все лады придумывают, с какими словами рифмуются «вирусы» и «короны», а потом делятся собственным мнением, оформляя его согласно выбранному ритму. Едва опубликованные стихотворения тут же набирают лайки и репосты. Подписчики вступают в дебаты: одни согласны с поэтом, другие придерживаются противоположного взгляда на все сопутствующие аспекты. Обретя такую популярность и преисполнившись надежды на скорую славу, авторы продолжают писать и писать, напрочь забыв все другие проблемы, кроме «коронованных» вирусов, ведь так они приближаются к вожделенному Олимпу.

Увы, это лишь заблуждения. Давайте мысленно перенесёмся на месяц или три вперёд. Пандемия кончится, люди смогут выйти из своих квартир и дружной толпой побегут на работу, чтобы попытаться компенсировать свои убытки. Откроют бары и рестораны, доснимут отложенные сериалы, снова поднимут в воздух самолёты и направят их в солнечную Турцию и шумный Нью-Йорк. Будет ли у кого-то время и желание возвращаться к этой драматической странице? Вероятно, большинство приложит все усилия, чтобы забыть о ней поскорее. Конечно, как и о лихих девяностых, о коронавирусной весне ещё напишут романы и снимут фильмы. О ней будут рассказывать на уроках истории детям, которые в силу малолетства не смогут запомнить всех событий, а потом — их отпрыскам и даже внукам, ведь столько беспрецедентных ситуаций во всех уголках света разом не было ещё никогда. Вот только стихотворения потеряются в десятках томов более подробных историй, станут незаметны на фоне аналитических отчётов, сериалов на двадцать пять сезонов, повествующих о каждом дне пандемии, и научных статей. А поэты, обратившись в издательство с некогда хайповыми стихами, получат отказ, так как продать сборник о прошлом не будет никакой надежды в будущем.

Так неужели всё-таки правы те, кто предрекает поэзии смерть? Конечно, нет! Однако писателям не стоит уподобляться журналистам и искать что-то по максимально злободневное, а значит, довольно сиюминутное. Лучше рассматривать более широкие темы, которые не утратят актуальности ни через год, ни через десять лет. Не знаете, с чего начать? Попробуйте поговорить о любви, написать что-то о дружбе или о философии жизни и смерти. А дальше темы родятся сами и, вполне вероятно, их захочется читать не только в период самоизоляции.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети