К 170-летию Абая. Слова Назидания (продолжение)

К 170-летию Абая. Слова Назидания (продолжение)

25.
Детей нам учить хорошо
Сначала на нашем, на тюркском наречие нужно.
Чтоб стала земля им, как мать,
Чтоб были покорны ей и прикипели душой.
А если есть скот и богатство, то детям к тому же
Персидский язык и арабский не плохо бы знать.

Но бедные люди не станут
Голодных детей отдавать, чтоб учились наукам.
Какой интерес может быть
К тому, чтобы ум жаждой знаний питать неустанно,
И с честью принять на себя все учения муки,
Когда у несчастных порой нет, что есть и что пить.

Когда в семьях скудность достатка,
От этого склоки и межродовые раздоры,
Дурные наклонности все.
Украсть и схитрить вот на это у них появляется хватка.
Живот бы набить, лишь об этом у них разговоры,
А знания будто бы и не нужны им совсем.

Не лучше ли в русскую школу
Детей отдавать, чтобы русский язык изучили?
К тому есть возможность как раз.
Изучат тогда их культуру, историю. Это позволит
Стать равными с этим народом. И эти ключи им
Откроют все мира богатства, влекущие нас.

И не раболепствовать чтобы.
Не ждать, что чиновник похлопает их по плечу,
Не кланяться, не лебезить.
Продать мать, отца своих с совестью ради утробы
Готовы те, кто не имеет ни чести, ни чувств.
И перед майором валяются прямо в грязи.

Но даже, чьи дети учились,
Используются, чтоб иметь превосходство от знаний дитяти
Меж родичами и потом
При помощи этого распри, обманы им чинят.
Читать и писать научился по-русски и хватит -
Зато пригрозить они неучам смогут судом.

И всё-таки те, кто учились,
Пускай не добились в ученье каких то высот,
Но стали примером другим.
Лишь с помощью знаний становятся люди большими.
Казахи, кто средств для детей не жалел, обучить чтобы - тот
Не псом жизнь прожил, а народом и Богом любимым.

26
Чему всегда рады казахи:
Тому, что скакун их в байге отличится,
В борьбе их борец победит.
А сокол, на ловчей охоте красиво с размаху
Быстрее других, догоняя бьёт птицу.
Ещё рады, если их гончая будет всегда впереди.

Нет радости большей в народе.
Привыкли так сильно казахи к забавам подобным.
Не важно, что это не сами
Участвовали в той борьбе или в скачках, в охоте.
Им лишь бы другим досадить, вызвать злобу
Другого аула, над ним чтоб смеяться все стали.

Но где в этом смысл, чего ради,
Ну, повеселились, зачем вам своих обижать?
Друг другу ущерб наносить,
Друг друга злить, это скажу я, не по шариату.
Как дети вы малые, вам бы в игрушки играть,
Других дел серьёзных как будто не может и быть.

А, если аул проиграет,
Вы так огорчаетесь сразу, как будто открыться
Постыдное что-то должно.
Унижены, словно с землёй вас сравняли
Стыдитесь совсем не того, чего надо стыдиться
Своей темноты бы стыдились, невежества, в этом оно.

Невежественный человек
Готов пустяком забавляться не стоящим.
Рассудок хмелеет его,
Как будто животным он жил неразумным весь век.
Нельзя образумить такого, я знаю - никто ещё
Не смог сделать это, глупец не поймёт ничего.

А если поймут, и согласны,
И будут поддакивать: «Да, мы же всё понимаем,
Всё так, мы стремимся быть лучше»
Не вздумайте верить их клятвам, словам их напрасным
От этих привычек дурных, этих переживаний
Лишь смерть или страх их отучит.

27.

Однажды философ Сократ,
Беседуя с учеником Арист`одимом
О том, чьи деянья важней,
Спросил его – чьим он творениям рад -
Людским, или тем, что одним Богом созданы?
А тот Арист`одим, неверящим слыл средь людей.

«Людским рад» - сказал ученик.
«Я радуюсь славным поэмам Гомера,
Картинам Зевкс`иса прекрасным,
Трагедий Софокла мне нравится яркий язык.
А Бога деяния не принимаю на веру.
Хорошее создано им и плохое, ведь это всем ясно».

«Но, созданный им человек,
Есть самый разумный из всех сотворённых,
Венец он живого всего.
Поэт и художник не сделают это вовек.
Скажи, разве может картина, пускай отдаленно
С живым человеком сравниться, с твореньем Его?».

«Согласен» - сказал ученик, -
«Разумными люди сознательно созданы Им.
Я этим, как вы восхищён.
И вещи, полезные, те, что Он создал для них,
Мне нравятся. Но, как тогда объясним
Всё вредное - создал случайно, наверное Он?»

Сократ продолжал объяснять:
«Пять органов чувств Он создал для чего нам?
А, чтобы ты мог посмотреть
И видеть прекрасное, и обонять, осязать,
Приятное слышать, хорошее всё, отличать от плохого.
Защиту дал им, чтобы ты не поранил их впредь.

Заметь, Он с любовью создал нас:
Глаза наши, нос расположены близко ко рту,
Чтоб ели мы чистую пищу,
И запах её был приятен. Другие как раз
Отверстия, нужные нам, подальше убрал, чтобы ту
Не портили радость для органов чистых.

«Ну, а почему Он с любовью
Сздал нас?» - спросил Арист`одим Сократа,
Уже он в сомнениях сник.
«Подумай. Животные знаешь же ты, безусловно
Детёнышей любят своих, охраняют и рады
Когда те растут, значит, жизнь продолжается в них".

«Так Он - нам отец, а мы дети,
Но как мне узнать, что уже обо мне позаботился Он,
Зачем ему, чтоб я молился?»
«В молитвах нуждаешься ты!» - так учитель ответил,
"Ему не нужны они. Ты, посмотри, видишь вон
Пасутся волы, они могут, как ты говорить и учиться?

Построят ли город они?
Простой инструмент изготовить не смогут -
Пусть даже в них разум возник.
Мы созданы так, что всё это смогли.
Всё правильно в нас и с любовью построено Богом.
Выходит, что ты, Арист`одим, пред Богом есть вечный должник».

28
Твердить, что безгрешен Создатель,
И всё происходит по воле Его,
И он, награждая богатством бездарного лодыря - прав,
И этот богач обязательно
Должен быть выше того,
Кто трудится честно, но беден, нигде ничего не украв.

Твердить, что безгрешен Создатель,
Когда безобидный и тихий казах,
Семью пропитать чтобы - трудится, но прозябает в нужде.
А Бог обещает всё дать ему,
А бай насмехается так:
"Воздастся в раю тебе раб, раз ты бедствуешь здесь".

Твердить, что безгрешен Создатель.
Призыв его – честность и вера для всех,
Но где справедливость? Вон те не поднялись с колен,
А эти – успей пожелать и…
Уже пожинают успех.
Разумный всё должен понять, а иначе всё тлен.

Твердить, что безгрешен Создатель,
Что всё происходит по воле Его,
Что разум не нужен, нужна только вера и страх.
Твердить - значит жить бессознательно,
Так не поняв ничего -
Выходит Его обвинять во всех смертных грехах.

Аллах говорит: «Да познает
Меня, кто рассудком богат,
Поверив в добро и сознательно веру избрав».
Да, зло и добро между нами
Бог с'оздал, но - не виноват,
Что зло человек выбирает и, думает - прав.

29.

Пословица есть у казахов:
«Ты если бедняк – то не будь совестливым»
Что значит – не брезгуй трудом.
Но, кто-то решил – можно, совесть забыв и аллаха,
Богатство и скот добывать воровством или силой.
Нет, честь потерял - не найти её больше потом.

Ещё говорят: «Будешь ловким,
То снег ты сумеешь разжечь, если надо».
«А, хитростью сможешь всегда,
Глупцов обмануть и разжалобить словом -
Тебе, как ребёнку родному тогда будут рады.
В доверие влез, а потом волю действиям дай».

Пословицам этим не верьте.
Аллах никогда б не одобрил -
Есть глупость и ханжество в них.
К примеру: «Прожить безызвестным не хочешь до смерти,
То поле возьми, подожги!» - это дикости зверя подобно
И много ещё есть пословиц в народе таких.

«Быть бешенным лучше верблюдом
Один день, чем сто дней впустую томиться»
Ещё говорят: «Ангел даже,
На золото глядя, с дороги свернёт, а мы люди».
«Богатство милей, чем родителей лица».
Ну, разве отцу или матери кто-то так скажет?

Я знаю такие есть детки:
Всё то, что родители всю жизнь копили,
И скот, что был нажит трудом,
Готовы скорей распродать, чтобы деньги
Потом прогулять, прокутить. Если б были
Умней, то его, приумножив, потомству отдали потом.

Не мало пословиц хороших.
К примеру такая: «Дороже мне жизнь человека,
Чем лучший дворец золотой».
Ну, мы, почему же никак отказаться не можем
От тех, от плохих? Нам пора перейти эту реку,
Покинув невежества берег, взойти на другой.

30.

Я знаю таких хвастунишек:
Их сорок в телегу запрячь даже вместе -
Они не осилят холма.
Бахвальство в них есть и ещё пустозвонства излишек.
Но, нет самолюбия, нет чувства меры, и чести.
И, впрочем, не видел я что-то большого ума.

Слова их нам портят лишь слух.
«Оставьте!» - он скажет небрежно -
«Ещё не известно, кто смел,
И чья голова приторочена будет к седлу.
Никто своё мясо в котёл мне не бросит, конечно.
Кумыс я не пил ваш и лишний кусок ваш не съел».

И даже ладонью по горлу
С готовностью жертвенной он проведёт и промолвит:
«И мне ли щадить жизнь свою?
Готов я под пули идти ради дела благого,
Хоть в ссылку, чего она жизнь моя стоит?
Раз смерть неизбежна, зачем мне покой и уют?»

Средь них не встречал я казахов,
Чтоб эти слова свои чем-то могли подтвердить,
И чтоб перед смертной чертой
И храбрость, и волю свою показали.
Хотят напускною отвагой признанье купить
Людей малодушных, кто скажет – какой он герой!

Кто щедр, тот в словах аккуратен.
Светло рядом с ним. Он как будто весь в белых одеждах
И всё ему свыше дано.
И мир как тиин сразу кажется, прост и понятен.
А тот, кто бессовестно врёт, он в грязи, хоть прилежно
И чисто одет, но посмотришь - он просто пятно.

31.

Когда слышишь умные вещи,
Но не понимаешь, и трудно тебе их усвоить,
Причины четыре в том есть.
Кто в них разобрался, тому путь познания легче.
Во-первых, будь твёрдо уверен, что всё это знать тебе стоит,
В груди тогда вспыхнет огонь – загоришься ты весь.

Второе, что очень поможет:
Усердие ты воспитай, это будет основой,
Чтоб самую суть уловить.
Тогда речи умных людей и запомнить не сложно.
Что видел, что слышал всё впитывай снова и снова,
И третье,всё то, что узнал не ленись, повтори.

Четвёртое – главное, вот в чём:
Ты мысли свои сохрани от опасных болезней,
Что любят наш мозг засорять.
Ты буть за версту от них днём или ночью.
Четыре их. Первая это тоска, если в душу залезет,
Забудешь, что знал, а не то чтоб учиться опять.

Вторая болезнь есть - беспечность,
Страсть к играм, забавам не в меру
Пустая весёлость и смех.
А третья – есть крайность другая, когда мысли вечно
В тяжёлых раздумьях, тревогах. Наверно,
Здесь мера нужна, и раздумий нельзя исключать и утех.

Последние - это недуги
Скорее не мыслей, а больше страдания тела,
Когда вожделенье и страсть
Тобой овладеют и, мозга пустые потуги
Плодов не дают, и погубят талант твой и дело.
Чтоб мысль твоя ясной была, то гони ты и эту напасть.

32.

Стремишься усвоить науку,
Тогда тебе следует определиться,
Зачем тебе знания те?
Должно тобой править желание знать, а не скука.
Оно для того, чтобы мог ты - творить сам.
Откроется мир пред тобою тогда , стоит лишь захотеть.

Блаженство найдёшь ты в познанье
Когда его примешь c любовью, неистово,
Отбросив сомнения гнёт.
Внутри тебя прошлых веков достояние
В картинах прекрасных возникнет и истина
Сама благосклонно к тебе прямо в руки падёт.

Но только опасность таится
В тех знаниях, если ты самодовольным
Спесивцем себя воспитал.
Чтоб среди людей уваженья добиться
Будь скромен, не спорь без причины, позволь им
Судить тебя не по словам - по делам.

Ведь спорщик, бахвал не достоин
Мизинца того, кто свет истины людям
Несет, освещая им путь.
За правду борись, стань отважен и стоек,
Верь знаньям своим, повышай их и будет
Опора в них, чтобы с пути не свернуть.

Ещё изучи мулафазу -
Искусство полемики, и мухафазу,
Чтоб твёрд был, как учит Коран.
И вера тогда сбережёт в тебе разум
От праздности чтобы бежать, как от страшной заразы,
Которая чести и разуму враг, и душе – хуже ран.

А главное это характер
Сосуд он – вместилище совести, знаний, ума!
Заботься о нём, не разбей.
Надёжный чтоб друг был тебе, а не враг он
Его воспитай и взлелей - как дитя своё мать.
Себе верь, другим не завидуй и не перед кем не робей.

33.

Допустим, тебе захотелось
Богатым стать, чтобы скота было много.
Тогда научись ремеслу.
Скот может иссякнуть, а знанию что можно сделать?
Ты с ним как подкованный конь на дороге
Найдёшь все к богатству пути – в этом суть.

Когда ты скотом обзавёлся,
Работай, познай этот труд, он в народе
Искусно веками взращён.
Ленивый - он думает как его овцы:
Не надо и знать ничего, всё само будет вроде.
Нет, надо у мудрых учиться – такой у степи есть закон.

И путь выбирай только честный,
Пороков не мало в пути, избегай их.
Богатство - казаха мечта!
Начнут тебя люди хвалить, это лестно -
Смотри, не посмей щеголять – я богатый!
Льстецов и пройдох сторонись, те тебе не чета.

И сам не впадай в искушенье.
В приятели будут к тебе набиваться,
Подарят тебе скакуна.
Для мнимого друга - подарок лишь повод сближенья:
Он после попросит взаймы - обведёт вокруг пальца,
И долг не отдаст, и потом не захочет и знать.

Придёт и прозренье, и опыт,
Не будешь доверчив, как дети, наивным,
Как первый растаявший снег.
Но ежели сам ты когда-то обманешь кого-то,
Знай, это не тот путь, своё опорочишь ты имя,
Богаче не станешь, а только поднимут на смех.

34.

Мы знаем, что все люди смертны,
Что смерть забирает того, кто был стар или болен,
И, если кого заберёт,
Назад никогда не вернёт, и мы все в это верим.
Казах, как мне кажется, думает так поневоле,
Не очень вникая, раз так говорит весь народ.

Казахи ещё верят в бога,
Создателя, кто сотворил этот мир и нас всех.
Что он призовёт нас на суд
И каждого смертного будет судить очень строго:
Жестоко накажет за то, что творил в жизни грех
И щедро одарит за праведность и честный труд.

Но я вам не верю, казахи:
Что вы это поняли, приняли сердцем, душой,
И, что ваша искренна вера.
Иначе, зачем же без совести вы и без страха
Друг другу вредите, ведь знаете – не хорошо.
Нет, тащите, чтоб богатеть, наслаждаться без меры.

Не могут быть для мусульман
Земные заботы важней, чем о мире загробном,
Ведь мы, на земле этой - гости.
Не может для нас быть двух радостей: "здесь" выбирай – или "там".
А если не думать об этом, тебе так удобно,
То не мусульманин ты, и человек ли ты вовсе?

35.

Когда же настанет день Судный,
К себе призовёт Бог хаджей, мулл, суфиев, шахидов.
Поставив в ряд, скажет тогда:
«Вот вы мне служили, а сами искали подспудно
Почёта и славы - не искрене, значит, для вида.
Зачем же я скот и богатство, и веру народа вам дал?»

Других он отдельно поставит
И скажет: «Вы честно служили без зла и корысти.
Доволен я вами вполне»
И волю объявит всемилостивыми устами
Всем тем, кто лишь выгод искал, ему кланяясь истово
И праведным тем, у кого таких помыслов нет.

И первым он скажет: "Вы ждали,
Чтоб вас кажеке, молдыке, сопеке, батырке
Почётно народ называл.
А вы разве сами кого уважали?
Себя бы возвысить, а люди для вас батраки.
Но здесь не услышать вам больше такие слова.

За всё же с вас спросится строго.
От лжи, лицемерия разве народ станет лучше?
Больной до корней он волос,
И всё, от того, что не праведной шли вы дорогой.
Воздастся же всем, каждый, что заслужил, то получит.
И с каждого будет тогда за грехи его спрос".

Другим же он скажет: «Входите,
Я вам благодарен, почётное место готово
За ваше служение мне.
Вы встретите мир здесь, покой. И друзей приводите.
Вы сделали всё, чтоб вкусить этот плод жизни новой
И значит, препятствий для жизни в раю больше нет".

36.

В хадисе пророка читаем:
«А если в каком человеке стыда нет,
То значит, и веры нет в нём».
Пословица есть у казахов такая:
Её не мешало бы помнить всегда нам -
«Где стыд там и совесть найдём!»

Но стыд стыду рознь, вот к примеру:
Малец перед старшим ему не знакомым
Стесняясь, краснеет, молчит.
Ещё он невинен, не знает и веры
Но страхом от неизвестности скован
И к матери сразу бежит.

А взрослый, когда точно так же
Ведёт себя перед каким-нибудь чином,
Так это невежество всё.
Не истинный стыд, и не стыд это даже.
Раз не виноват – не робей, будь мужчиной,
Стыдится пусть кто грех несёт.

Стыд праведный – он за грехи те,
Которые ты совершил или близкий
Тебе человек или друг.
Ты чувствуешь, как у себя ты похитил
Спокойствие, сон, аппетит, даже мысли,
Ты мучаешься, всё роняешь из рук.

И сам ты казнишь себя зная,
Что нет за проступок свершённый прощенья
Тебе или даже тому,
Кто в этом виновен и тоже страдает,
И с ним ты готов испытать все лишенья,
Сопереживая ему.

Но стыд за себя он сильнее:
Не можешь смотреть ты в глаза больше людям,
Подобен ты жалкому псу.
И слёзы текут, и язык твой немеет,
А жизнь без прощенья тебе в тягость будет.
В стыде крепость веры и суть.

И стыд это признак той чести,
Достоинства, что запятнал, уронил ты
То, что раньше было в тебе.
Ты можешь его возвратить верой, если
Раскаешься, примешь страдания с миром,
Не будешь другим желать бед.

А тот, кому стыд тот не ведом -
Не знает мучений, свершив преступленье
Не то что проступок какой.
Он будет юлить, отпираться и следом
Опять зло творить без стыда, без стесненья
Такому ни что не нарушит покой.

А может сказать: «Что вам надо?
Вину я признал, что мне вешаться что ли?
Другие вон, больше грешат»
Такой не краснеет, не отведёт взгляда,
А значит стыда не найдёте в нём боле:
Иман он не принял и не почитал шариат.

37.

Гуманность должна быть в начале
Любого из дел, человеческих,
А, не подаяньем - в конце.
И умная мысль, как не раз замечали,
Пройдя через рот лиц беспечных,
Становится глупой, как прыщ на лице.

А если сказал ты невежде
Какое-то умное слово, то это не значит,
Что ты ему чем-то помог.
Подумай, кому помогаешь ты, прежде:
Разумному или глупцу? А иначе
С глупцами лишь вред будет – их не пускай на порог.

Знай, маменькин если сыночек,
То враг скорей будет, а истинный сын человека
Для всех и опора и друг.
Мужчина, он может быть многого хочет,
Но малым доволен удачам. А, слабый тот вечно
Хоть много получит, но всем не доволен вокруг.

Творца поцелован устами,
Не тот, кто богато живёт, ест что хочет,
Как скот, что пасётся в степи.
А кто исполняет свой долг неустанно,
Чтоб быть человеком, ещё он старается очень
Достоинство это в народ донести.

Бывает толпа безрассудна
Кто дал выпить яду Сократу, Гайсу - кто повесил?
Кто сжёг на костре Жанну Дарк,
Пророка зарыл у останков верблюда?
В жестокости этих людей вина есть тех,
Кто жил и не сделал, чтоб этого не было так.

Кто скажет – людей не исправить -
Не верьте такому лгуну, а была б моя воля,
Ему я отрезал язык.
Нельзя человека за то, что ошибся оставить
Один на один со всем злом - он не выдержит более.
Надежду подай человеку, чтоб он не поник.

Кому из нас не было худо?
Но знаем мы - после и самой суровой
Зимы наступает весна.
Нельзя чтоб надежду не видели люди.
Но страшен, кто в гневе замкнулся и слово
Не вымолвит. Это всегда нужно знать.

Так часто успех опьяняет.
Бывает, из тысяч один человек не сдаётся,
Смотри, не довольствуйся тем,
Что только достиг – слава ранняя – слава пустая.
Змеёй поползёшь ли, орлом ли взлетишь прямо к солнцу,
Но только не брось то, что начал, будь верен мечте.

Недоброжелатели хвалят,
Когда до вершины не смог ты добраться.
Не будь легковерным тогда.
Ты сам свой судья, как бы не называли,
Льстецы – они хуже врага, нужно братцы
Глухим к похвалам быть, иначе случится беда.

Весь мир – океан. Время – ветер.
И волны одна за другой словно братья:
Постарше кто - те впереди,
А младшие скоро придут, не заметив
Сметут их, заменят. И будут обратно
За ними других поколенья идти.

Простой человек, если ум есть
Прославившись, выше царя вознесётся
На волнах, взлелеян судьбой.
Трудом и упорством достойная юность
Добьётся всегда уважения больше,
Чем старость, торгуя своей бородой.

Удел попрошаек быть чернью.
Святоша-суфий, если он лицемерит,
Он уподобляется им.
Друг, если плохой, в ясный день ходит тенью,
А тучи сгустились, он сразу за двери.
Не сыщешь его – станет он невидим.

Откройся тому, кто в печали,
Ему стань опорой – сильней станешь тоже.
Но только беспечных гони.
Дружи с тем, кто многих людей привечает.
Учись видеть верных друзей, отличай их от ложных,
А дружбу завёл если с кем - то цени.

Знай: гнев бесполезен бессильный,
Любовь же без верности - грех. А в науке не нужен
Учитель без ученика.
Когда ты без силы, тебя все жалеют умильно.
Добился победы, не жди похвалы, будет хуже.
Запомни: есть зависть толпы и она велика.

38.

О дети! Вы - сердцу отрада.
Я силы в вас черпаю, вам я пишу эти строки
В надежде на вашу любовь.
Ищите путь к истине в них. Торопиться не надо.
Пусть ум будет острым, желанье к наукам глубоким,
А я, как наставник приду в трудный час к вам на зов.

А главное – искренность чтобы
В душе сохранили вы, не поддаваясь насилью,
Не стали бы лгать и хитрить
Та искренность – правда, она вам защита от злобы.
Та правда – божественна – с ней вы летите на крыльях.
Но, знайте без знаний вам зло в мире не победить.

Всеведущий и Всемогущий:
Два имени бога, два качества, что человеку
Он дал – чтобы Ведал и Мог!
Мы богу подобны лишь этим стремлением лучшим:
Познать мир и преобразить! И поныне от века
Ведёт к этой цели людей много разных дорог.

Но, только один путь всего лишь,
Что истинный. Он в именах у аллаха -
Вы знайте, их восемь имён.
Два первых назвал я. Ещё: Зоркость, Чуткость и Воля,
Жизнь, Речь, Созиданье – все восемь без страха
Должны вы принять и пройти - вот веленье моё.

Что есть бытие всем известно.
Оно во Вселенной давно существует:
Вселенная – там, где есть Бог.
А жизнь человека, зачем интересно
Дана ему? Цель выбирает он в жизни какую?
Чтоб после себя он оставить другим что-то смог!

Пускай самый мудрый учёный
Имеет всё, что в именах есть у бога
Но это лишь капля того
Единого, вечного, неизречённого
Никак не постичь нам сознаньем убогим,
Что Он есть един, и во всём можно видеть Его.

Он Зоркостью, Чуткостью, Речью
Себя проявляет и нам дал способности эти
Как зрение, слух и язык.
Пускай у него этих органов нет человечьих,
Но слово изрёк он, когда ещё не было слова на свете,
И слухом и зрением в каждую душу проник.

И, всё же он дал почему-то
Божественных этих три качества людям,
Наверно чтоб разум взрастить.
Кто с разумом, пусть - подражать не стремится кому-то,
А богу – его добродетели, значит, полюбит
Он мир и трудом будет в мир созиданье нести.

То, что созидание богу
Доступно во всём – нам известно:
Природу и нас он создал.
Но вот, что разрушить он тоже всё мог бы
Жестоким нам кажется и бесполезным.
Но, если не мог бы – то не был бы он всемогущим тогда.

Но только не в силе величье,
А в той бесконечности знаний
И в том, как жизнь мудро создал.
Всё, до мелочей в ней сознательно, не хаотично
И каждому смертному в ней и награда есть и наказанье.
О, дети мои! Вам хочу передать, всё, что знал.

Но нет в именах Милосердный
У бога. В эпитетах тех, что в хадисе читаем,
Всемилостивым назван Он,
Ещё Всепрощающим, Любящим – это же верно
Его милосердие только полней отражает.
Любой человек может быть им любим и прощён.

Им мир удивительный создан.
Не это ли нам доказательством будет,
Что бог милосердней всего.
Приходит нам мысль эта рано ли поздно
Что всё на земле отдано в пользу людям
И сам человек есть вершина творенья его.

Вот камень – не чувствует боли.
Животные, также как мы от болезней страдают,
Но им не грозит страшный суд.
Одни с человеком живут, а другие на воле,
Одни, как растения в пищу ему попадают,
Другие – верблюд или конь, человека на спинах несут.

Лицо человека красиво,
Прекрасно и телосложенье и облик,
Стоит на ногах гордо он.
Один наделён статью, ловкостью, силой
Другой силён духом, готовый на подвиг,
А третий умом и смекалкою не обделён.

Я как-то, об этом подумал
И бога пытался сравнить с человеком,
Прости мне создатель сей грех.
Нет, нам его облик узнать не дано, только суммой
Тех качеств, что названы выше и светом
Он к нам проявляет себя и любовью для всех.

Аллах, из того, что создал он
Ни в чём не нуждается – это всё отдано людям,
Чтоб жили в достатке они.
Но люди, богатством владея, не знали,
Как распределить всё, что правильным будет:
Раздать всем? А может, для будущего сохранить?

И жадность людская наверно
Не зря им дана - чтоб богатство они накопили,
И скот, чтоб не съеден был весь.
И есть же согласие между богатством и верой
Мы знаем святых, за пророком что шли – тоже были
Тогда богачи, но могли сохранить они веру и честь.

Отказ от мирской жизни может
Примером быть, как привести себя в жертву Аллаху,
Но нужен ли он для творца?
И если нам всем лишь молиться, то кто же
Пасти будет скот, охранять от врагов нас, казахи?
Отказ - неуверенность в вере своей до конца.

Нести нужно в мир созиданье
Три качества, те, что даны нам от бога
Взрастить у себя мы должны
Стремление к знаниям, честность и состраданье!
Для истинно верующих разве так много?
Но истина, разум и благо – рождаются только из них!

39.

Да, были ведь люди когда-то
Пускай не такие уж умники, франты,
Как нынешняя молодёжь.
Да, было невежество и бескультурье. Однако
Хорошее было, его бы вернуть вам обратно,
Но, видно таких, как они среди нас не найдёшь.

Вот, как мы привыкли бросаться
Тем, что создавали казахи веками,
Ценилось народом не зря.
Мы вместе с плохим собираемся, братцы,
Хорошее тоже всё выбросить сами
Ребёнка с водой вместе выплеснуть, как говорят.

Две вещи в народе ценили:
Без них нам не выжить, уже не подняться.
Во-первых - вожак должен быть.
Его «ел-басы», «топ-басы» называли. Вы может, забыли?
Главою народа он был тогда, совестью нации.
И шли за ним с верой казахи, а не как рабы.

Второе – единство народа.
Не выжить в степи людям по-одиночке,
Когда каждый сам себе бий.
А вместе пройдём и огонь мы и воду.
Когда куст живой, по-весне на нём дружно все почки
Распустятся. Так и нам людям положено бы.

Признав эту истину, люди,
Решимость и стойкость приобретают.
Как асик, залитый свинцом
В руках игрока в кости битою будет,
А если нет стойкости, это костяшка пустая.
Все люди как братья должны мы идти за отцом.

И с честью решались вопросы.
Тот, кто неустанно желает отмщенья
Из личной обиды своей,
Тот общему делу вред только наносит.
Но общее если решенье -
Вставали тогда на защиту общиною всей.

Когда же нужна была помощь,
Тогда имена общих предков помощником были,
Звучали призывно, как клич.
И распри уйдут – если сам ты обиды не помнишь.
Пословица есть: "Сам прости - и тебя не обидят».
Ты слаб, если истину ту не способен постичь.

Вражда – это путь к пораженью,
Отстаивать истину нужно иначе -
Уменьем в согласии жить.
Где тот благородный дух общности чести, радения?
Где дружба сегодня? Она не согласие значит,
А только коварство при помощи лести и лжи.

40.

Казахи, кто даст мне ответы:
Когда кто-то умер о нём мы плохого не скажем -
Традиция нам не велит.
Тогда почему с тем, кто жив ещё на этом свете,
Не можем ужиться, и если он родственник даже
Особенно близко живёт, а не где-то кочует вдали?

Мы, вот старики уже, мудрые вроде,
Друг друга хороним, а всё не находим согласья.
Быстрее поймём молодых.
А, встретив достойных людей у другого народа,
Зачем хвалим так будто свет они нам или счастье,
Своих же - на голову выше, не ценим, не вспомним о них?

На той или даже поминки
От родичей помощи не дозовёшься, а если
Кому-то устроить набег
На скот должника, то с желанием все превеликим
Сбегутся, добро разделить это вместе
И при дележе оторвать куш побольше себе.

А, чтобы скакун твой стал первым,
Тот родственник не шевельнёт даже пальцем,
Хоть многим обязан тебе.
Ещё и обидится, что приз делил ты не верно.
Традиции где? Он готов стать страдальцем,
Чем быть благодарным тому, кто его не оставил в беде.

Сын бая, когда обеднеет,
Наследство своё промотав – что ж не хочет трудиться,
А лучше идёт воровать?
А два подлеца, как сойдутся, нет связи сильнее –
Водой не разлить. А хорошим никак не ужиться.
Скажите, казахи, как это мне всё понимать?

А если поможешь ты другу
Возвыситься, то после этого будешь
Ему же ты главным врагом.
Как так? Он тебя избегать станет и позабудет услугу.
А враг поднесёт стригунка-жеребёнка – он тут же
Забудет обиды, ещё пригласит к себе в дом.

Зачем же советчиков умных
Казах избегает, а жаждет узнать ложь врага?
Зачем же мы мира хотим,
Когда он нас так утомляет? И в поисках трудных
Друг друга не ценим, зачем не спешим помогать?
Зачем так строптива токал* - не уступит желаньям твоим?

А гости такие бывают:
Командуют, ждут угощенья, как будто пригнали
С собою они табуны.
А к ним приезжаешь, то только нальют тебе чаю.
И скот отсылают весь сразу скорее подалее,
Они почему же не чувствуют в этом вины?

Тот, кто справедлив в управленье,
Бывает всегда почему-то у нас неимущим?
Безнравственным – всё нипочём!
Считают их смелыми даже и, на удивленье -
Кто сдержан и честен, у нас не считается лучшим,
А даже в народе он часто слывёт чудаком.

Казаха вы не увлечёте
Не праведным словом, не мудрою сказкой.
А вымысел если какой,
Сбегаются, будто услышали важное что-то.
Так киснет в горшке молоко, если бросить закваску
Бежит небылицы послушать слепой и хромой.

• токал –младшая жена.

41.

Тому, кто решит переделать
Казахов, их ум, их уклад, их привычки,
Два важных совета я дам.
Во-первых нужна будет власть, во-вторых много денег.
А главное, чтобы имел человек много личных
Достоинств и был он с народом всегда.

Каким должен быть человек тот,
Кто по-настоящему нашей судьбой озабочен -
Сознательным чтоб стал казах?
Он будет способен, не просто как я дать советы,
Не только проникнуться сутью написанных строчек,
Но делом всю преданность этой судьбе доказать.

Власть даст ему - сделать возможным
Детей всех казахов заставить учиться,
Чтоб их поколенье смогло
В стремление к знаниям, а не в занятьях ничтожных
Судьбу свою строить, к прекрасному чтобы стремиться.
Невежество, распри родителей что им дало?

На первом этапе придётся
Забрать у родителей их малышей на учёбу.
Но просто – никто не отдаст.
Казаху не знанья нужны, а нужны ему лошади, овцы
Поэтому этим его одарить нужно, чтобы,
Увидев заботу о нём, он пошел на уступки тогда.

И сделать всеобщим ученье -
Сперва медресе или только начальные школы,
Потом уже - выбор наук.
Их множество, их все познать нужно без исключенья.
И девушек знаньям учить, может быть не тяжёлым,
А больше духовным, чтоб нравственным был их досуг.

Но, нет над казахами власти,
Которая осуществить всё, что думаю, сможет.
И нет у казахов богатств,
Чтоб для миллионов детей обрести это счастье -
Учиться, и сделать страну посвященной. И всё же,
Я думаю, будет такой человек у казахов, бог даст.

Невежество, то, что досталось
От предков, вошло с молоком материнским
Казахам и в кровь их и в плоть.
И даже до мяса, до мозга костей пропиталось,
Убив в них стремленье к прекрасному, к знаньям и истине.
И нет у них той человечности, чтобы себя побороть.

А есть лишь грызня меж собою.
Шушуканье, глупые шутки и споры,
Ужимки, кривлянья и смех.
А если появится мысль, что чего-нибудь стоит,
В одно ухо им залетит – тут же скоро
В другое и вылетит. Надо же, так - как на грех.

42.

Всё зло оттого, что работой
Казах не загружен, привык он к безделью,
Привык кочевать по степи.
Когда бы он был хлебопашец, тогда с неохотой
Бросал бы он поле своё, обрабатывал землю.
Торговцем был – занят был делом: продать и купить.

Бедняк, если есть лошадёнка,
Пускай маломальская, он по аулам слоняться
Привык и просить, кто даст в долг.
А где не дадут, так накормят, глядишь и силёнки
Появятся, и на другой день подняться,
Бродяжничать. Только какой в этом толк?

Ещё - разносить слухи, сплетни,
Людей подстрекать на какие-то и тяжбы и ссоры
Бездельник такой норовит.
Коварством доверчивых он обведёт или лестью.
Для тех же, кто счастье, достаток трудом своим строит,
Поступок нечестный такой - униженье и стыд.

Язык у казаха подвешен.
Где новость какую узнает, он тут же разносит.
Хорошая весть – «суйiншi!»
Такую скорей донести хочет конный и пеший
За новость рождение сына, одарят не просто,
Получит коня, кто отцу эту весть донести поспешит.

Казахи - все любят общаться.
А путник , забредший в аул, он становится гостем -
Закон у казахов такой.
Но в этом же их и несчастье
От тех проходимцев, кто сам ничего и не просит,
А влезет в доверье - идёт он к тебе, как домой.

А те, кто чуть-чуть побогаче,
Дома покидают, искать себе славу, известность,
Оставив свой скот пастухам
И на попечение детям. Надеются всё на удачу,
Поддавшись советам людей не серьёзных, не честных,
Спешат по аулам, чтоб спор какой выиграть там.

Советчиков бай наш заводит,
Что стелятся мелкой пред ним иноходью:
«Всё сделаю, бай – прикажи!,
За вас я сейчас хоть в огонь или в воду»
В зависимость бай попадает к пройдохе.
А тот на обмане себе строит сладкую жизнь.

Он скажет: «О, мой повелитель!
Вы, знаете, тот человек всем известен,
Как самый большой интриган».
Поверив советчику, бай ничего и не видит.
Хоть тот человек уважаем был всеми и честен,
Рассорится бай с ним, в советах не видя обман.

43

Дано человеку стремленье:
Чтоб он развивал свою душу и тело,
Чтоб он совершеннее стал.
И должен он знать и ценить, несомненно
Те качества, что дать природа сумела,
И те, что трудом и усердьем в себе воспитал.

Во всём, что увидел глазами,
Услышал ушами, потрогал руками,
На запах узнал и на вкус -
Он лишь информацию только узнает.
Но вот, где хорошая, а где плохая
Понять, применить - это главное есть из искусств.

Способности есть к совершенству
У каждого, только задаткам развиться
Не все позволяют в себе.
Решив, что талант проявляется с детства,
Что, кто не способный, тому и не надо стремиться,
Сдаётся порой человек покорившись судьбе.

Но чаще случалось другое.
И наоборот неспособный бывает, добьётся
Трудом и упорством вершин
Таких, о которых другой, кто умней его вдвое,
Не думал, имея возможности даже бороться.
Он в слабости, в лени не смог ничего совершить.

Есть сила души, она может
Развиться, как тело, как ум и как мышцы.
В ней качества три главных есть:
Во-первых – движенье души, что покажется сложным
Тому, кто привык подавлять то, что в юности слышим:
Внутри всё бурлит и ты сам загораешься весь.

Тот первый порыв, озаренье
Ловить нужно во время, не упуская.
Упустишь, и будешь жалеть.
И сразу осмыслить пути для его достиженья,
И что из чего истекает, задача простая
Уже пред тобою встаёт, как всё преодолеть.

Познав элементы движенья
Души своей, двигайтесь дальше в развитии силы.
Второе же свойство сложней.
Вот здесь не поможет бездумное книг изученье.
Притягивать будет вас всё, что наука достигла,
Подобное только ищите, что сблизит вас с целью своей.

Когда овладеете знаньем
Об этом предмете, к которому вы так стремитесь,
То сила души возрастёт.
Она вас буквально захватит энергией и обаяньем,
Вы сами себя не узнаете, как изменитесь.
Вот здесь осторожность нужна - не испортить бы всё.

Не зря говорили в народе:
«Когда очень сильно стремишься к чему-то,
То можешь и зло совершить».
Остыньте немного, энергия пусть перебродит.
Избавьтесь от мыслей ненужных и мути.
Здесь третье поможет вам - главное свойство души.

Оно – впечатлительность сердца.
Великое дело – суметь не запутаться в мыслях,
Знать меру всему и во всём.
На разум и волю свою вы должны опереться,
Чтобы удержаться от разных пороков, что грызли
Всех тех, кто судьбой на вершину ту был вознесён.

Четыре порока известно:
Одно из них – меньшее зло – это самодовольство,
Второе, сильнее – корысть.
А хуже всего легкомыслие есть и беспечность,
От них уберечься не сможешь, то смысла нет вовсе
Во всём, что ты делал, от них ты подальше держись.

Тот, кто подчинился порокам -
Вскочил на коня необъезженного, тот узнает -
Теперь он не волен себе.
Несётся на скалы и в воду с обрыва, и в пропасть,
И полы халата распущены, он не хозяин.
Бесчестье таких ждёт людей до скончания дней.

44.

Ничтожнейший тот, кто считает
Себя человеком, а сам ни к чему не стремиться.
Нельзя без стремления жить.
Кто к цели упорно идёт - человеком и станет.
Усилия эти ему воздадутся с торицей:
Ум будет богаче, познает он радость души.

Все рады, когда кто-то хвалит.
Заслуженно - нет ли, ребёнок ли, взрослый -
Всегда одобрения ждёт.
Но, знай, похвалы ты дождёшься едва ли
От тех кто не близок тебе - он завидует просто.
Поддержит лишь друг, тот, кто верил в тебя наперёд.

Одни жаждут славы добиться,
Другие - богатства, табун чтоб побольше.
Стремления разные есть.
Народ говорит: "У богатых всё светлые лица"
Обманами и вороством свой карман набить проще.
С тугою мошною - не путайте совесть и честь.

Кто хочет прославиться храбрым,
А кто - хитрецом, ловкачом и всезнайкой.
Кому-то - святошей бы стать.
Наукой и чтением книг вам заняться пора бы.
«По лицам» пытаетесь видеть, что делать. Однако,
Не будет с вас толку, когда голова то пуста.

«Куда же теперь нам учиться?» -
Казах говорит – «надо души очистить сперва нам,
В начале смыть с помыслов грязь».
Ну, что же, невежество ваше всем видно по лицам,
А что за душою таите - не всё разгадаем.
Тагда вам на этом пути оставаться как раз.

45.

Что бог существует единый
Одно доказательство главное вижу,
Хочу привести вам его.
За тысячелетья прошли все народы путь длинный
И каждый был с богом, который понятней и ближе.
И он их к любви по пути справедливости вёл.

Не мы сотворили, что видим.
Мы смертные приняли то, что создатель
До нас и для нас сотворил.
Но чувствуем мы всё яснее в себе - он предвидел,
Вложил это свойство в нас, что обязательно
Должно быть у каждого, кем бы он жизни ни был.

И в это нельзя просто верить,
Нельзя передать это просто другому,
В себе каждый должен искать.
В нём суть человечности вся, это свойство наверно
Вы знаете, даже оно вам знакомо,
Особенно чувствуют это ребёнок и мать.

Любовь это и справедливость.
Так это и есть то, к чему призывают
Религия, вера и бог.
И если их нет надо чтоб возродились.
Любовь есть у всех, даже у жеребца, и кобыла то знает.
А он без неё бы и род свой продолжать не смог.

И тот, у кого будет много
Любви, справедливости, тот человечнее значит
Он будет мудрец и пророк.
И к знаниям тем, что наука проложит дорогу
Нельзя без любви и без правды идти, а иначе:
Те знания - вред человечеству, и на пути его рок.

__________________________

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети