Синдром самозванца

Синдром самозванца

Человек - создание социальное. Он не может существовать вне общества, вне стереотипов, которые оно предлагает, вне чужого мнения. Мы всегда стремимся чему-то соответствовать, сравниваем себя с другими. И результаты этих сравнений не всегда оказываются в нашу пользу. Или, нам только так кажется. Впрочем, в данном случае разница между "являться" и "казаться" не так уж велика. Ведь залог любого успеха - уверенность в себе. Отсутствие оной запросто может привести к развитию такого неприятного состояния как "синдром самозванца".

Что психологи вкладывают в это понятие?

Синдром самозванца - довольно распространенное состояние, связанное с неспособностью человека правильно толковать свои достижения. Как правило, присущ он самым умным и талантливым людям. Они убеждены, что их достижения не имеют значения. То, за что хвалят их другие, преувеличено и переоценено. А на самом деле они - пустое место, те самые "вороны в павлиньих перьях" или попросту самозванцы.

Подобные мысли терзают известных артистов и спортсменов, некоторые из которых, как например Эмма Уотсон, признавались в своих слабостях журналистам. Они мучают успешных бизнесменов, глав крупных международных корпораций и политиков. Примерно две трети студентов Гарварда страдают этим синдром, несмотря на то, что каждый из них сумел поступить в один из престижнейших ВУЗ-ов в мире.

И, конечно, неприятное состояние не обходит стороной писателей. Более того, люди творческие в большей степени, чем кто-либо еще, подвержены сомнениям и самобичеванию. Написав книгу, вложив в нее свою душу, раскрывшись миру, они убирают рукописи в стол, боясь показать их даже самым близким. Кому это нужно? Отмахиваются они от доброжелателей и продолжают пребывать в безвестности, отвергая саму возможность того, что в их столе лежит потенциальный шедевр, способный однажды стать классикой. Ситуация осложняется, если писателю довелось услышать нелестную критику или получить отказ от издательства. Впрочем, "синдром самозванца", как ясно из вышесказанного, запросто может настигнуть и того, кто сумел опубликовать свою книгу (а, может, и не одну) и получает хорошие отзывы.

Чем опасен "синдром самозванца" для писателя?

Самая большая опасность заключается в том, что человек, неуверенный в своих силах, не может заставить себя говорить о своей работе, рекламировать ее. Даже рискнув выйти из тени, даже опубликовавшись, он считает чем-то постыдным навязывать другим свое творчество. Да-да, именно навязывать! Это неприятное и некрасивое слово используют большинство авторов, отказывающихся от саморекламы.

И что мы видим в итоге? К сожалению, мы живем в век маркетинга. Без рекламы невозможно даже умирающему от жажды продать глоток воды. Такова реальность двадцать первого столетия. Хотим мы или нет, мы должны с этим считаться, если надеемся достичь успеха. Конечно, можно заплатить немалые деньги литературным агентам, пиар-менеджерам и маркетологам, чтобы они продвигали новую книгу. Вероятно, это принесет немалые плоды и задуматься над вопросом стоит в любом случае. Однако, без помощи самого писателя даже самый опытный специалист в области маркетинга и рекламы не сможет ничего сделать. Помните народную мудрость, которая гласит, что под лежачий камень вода не течет? Если автор превращается в такой вот "камень" - на его литературной карьере смело можно ставить жирную точку.

Читатели хотят больше узнать о книге. О том, как она появилась. Что подтолкнуло к ее созданию. Зачем автор решил ее написать. В условиях тотальной компьютеризации, им не хватает живого общения. И общение с писателем может стать буквально спасительным и, конечно, заинтересует. Автор должен сам выходить на контакт в социальных сетях, писать в пабликах, вести блог. Ему необходимо проводить творческие встречи, презентации, автографсессии. Организовать все эти мероприятия помогут пиарщики и агенты. Но выступить вместо писателя, вызвать живой отклик у публики, ответить на все вопросы они не смогут!

Не секрет, что лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал. "Синдром самозванца" мешает даже попытаться воплотить в жизнь мечту. Необходимо отбросить угнетающие мысли, побороть комплекс неполноценности, сохранившийся с подростковых времен, стать наконец взрослым и сделать шаг по направлению к творческому Олимпу. Помните, если его не сделаете Вы - за Вас его не сделает никто. И только время покажет, кто был гением, а кто им лишь казался.

Статью подготовила Екатерина Кузнецова.
Фото Alexey V. Matveev

1 Комментарий
  1. Sigita Спам

    Катюша, как ВЫ правы! Один из гениев современного маркетинга лекции о пиаре начинает с рассказа: "Много лет назад один талантливый врач-акушер в Англии открыл закон асептики и анитспетики. Первый применил элементарную очистку рук перед операциями. Численность смертей в его больнице мгновенно сократилась в разы и с сотен упала до десятков. На семинарах и встречах он робко говорил о своих методах. Но пиар-менеджер из него был никакой. Человек сделала открытие, спасшее человечество. Но никто его не слышал. Через несколько десятков лет после смерти этого врача, его труды изучил бойкий человек, "распиарил" и максимально раструбил по всему миру. И это вызвало эффект разорвавшейся бомбы..." Тут он делает эффектную паузу и говорит: "Вы до сих пор еще полагаете, что ваш товар и сам хорош и разрекламирует себя сам и его не надо навязывать публике?" :) :)

    17 Ноя 2018, 13:01

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети