"Я бы хотела, чтобы герои моих историй кому-то помогли"

Чтобы написать драматическое произведение и воссоздать на страницах книги реальную действительность с ее проблемами, нужно очень хорошо понимать, как устроена человеческая психика. Лариса Агафонова, автор книг "Счастливой быть не запретишь", "Заглянуть за горизонт", "Надо только выучиться ждать" и "Кладовая женских тайн", не только писатель, но и психолог, имеющий за плечами богатый опыт общения с людьми и погружения в их переживания. Ее произведения натуралистичны и оптимистичны. Они глубоки и проникновенны. Трогают за живое и заставляют думать. Но обязательно ли иметь диплом психолога каждому, кто берется за перо? В чем роль современной литературы? Каково место психологической драмы в современном многообразии жанров? Об этом и о многом другом корреспондент пресс-службы Академии Литературного Успеха побеседовала с Ларисой.

- Лариса, Вы писатель и психолог. Отделимо ли одно от другого или каждый литератор должен в той или иной степени разбираться в психологии? Какой степени достаточно?

Лариса: Какой интересный вопрос. Если говорить обо мне, то я, условно говоря, не снимаю шляпу психолога, когда пишу свои истории, и не снимаю шляпу писателя, когда консультирую клиентов в кабинете психолога. Это две из моих ролей, которых, на самом деле, гораздо больше. И они дополняют друг друга, помогая и подхватывая, если это нужно в процессе.

Что касается психологических знаний, необходимых для творчества, то, по сути, каждый человек обладает неким запасом, так называемых, житейских знаний по психологии. И активно пользуется ими в обычной жизни. И писатели в том числе. Вряд ли можно определить дозировку этих знаний. Всё очень индивидуально.

- Есть ли среди Ваших героинь реальные женщины, с которыми Вас сводила судьба? Расскажите, как создаются характеры в Ваших произведениях.

Лариса: У некоторых моих героинь есть прототипы. Например, Нина из романа «Надо только выучиться ждать» работала со мной в одном офисном здании. Мы сталкивались в лифте, иногда обедали вместе. И когда я писала роман, я периодически возвращалась к образу этой девушки, нанизывая на реальность всё новые и новые черты характера и поступки.

Но чаще всего какой-то человек на утице, в магазине, в транспорте, чем-то меня «цепляет», я фиксирую образ и, если успеваю, какие-то особенности поведения или речи. И либо сразу использую, либо складываю этот образ на особую полочку в долговременной памяти – коллекционирую. А потом или образ всплывает, и я его ввожу в текст, или заглядываю в коллекцию и ищу подходящий экземпляр. Есть даже строчки в одном из моих стихотворений.

Просто изучаю типажи,

С интересом вглядываюсь в лица.

Новых персонажей покажи,

Шумная подземная столица.

- А что насчет автобиографичных образов: имеются ли у кого-то из персонажей книг общие с Вами ситуации и проблемы?

Лариса: Здесь всё противоречиво. Я считаю, что образов точно нет. А близкие настойчиво утверждают, что порой натыкаются на персонажей моих книг, чем-то похожих на меня. Думаю, что истина где-то посередине: я иногда вкладываю в героинь своё отношение к жизни, к любви, к предательству. То есть не рисую себя, а наделяю персонажей тем, что мне важно, чем я хотела бы поделиться с читателями.

- Назовите Вашу любимую героиню, женщину, которая Вам в наибольшей степени симпатична как личность. Почему именно она?

Лариса: На самом деле, одной любимой героини нет. Я обожаю своих героинь, и была бы рада встретиться с ними в реальной жизни. Например, с Таней из «Счастливой быть не запретишь» можно погрустить и поговорить по душам.⠀

Маленькая хрупкая Дина, девочка на инвалидной коляске, учит терпению и жизнелюбию.⠀

С Ниной из «Надо только выучится ждать» не страшны никакие испытания, она не предаст и не бросит.

Снежка из «Кладовой женских тайн» верит в чудеса и помогает другим верить.

Катя из «Заглянуть за горизонт» – настоящий боец, готовый противостоять невзгодам и, вопреки любым обстоятельствам, идти вперёд с гордо понятой головой.

Так что я бы с удовольствием дружила со многими своими героинями.

- Перечислите важнейшие темы, которые Вы затрагивали в своих опубликованных книгах.

Лариса: Многие темы перекликаются и порой неотделимы друг от друга. Пожалуй, основные:

Любовь и предательство.

Возрождение к жизни.

Все в этой жизни имеют право быть счастливыми.

- Как происходит выбор темы? Есть ли какие-то критерии?

Лариса: Хочется ответить довольно банальными словами: «Я писатель. Я так вижу».

На самом деле я не выбираю тему. Она сама меня выбирает. Точнее, появляется тот самый интересный персонаж или я вижу какую-то мини-сценку, и уже эти образы диктуют тему.

Например, совсем недавно героиня моего первого детективного рассказа буквально ходила за мной по пятам. Когда я встретила её третий раз, стало ясно, что это неспроста, как говорил Винни Пух, и пришлось срочно садиться и погружаться в новую историю.

- Ваши произведения очень реалистичны. А как Вы относитесь к фантазиям? Не хотели бы попробовать себя в роли автора мистики, фэнтези или фантастики? (почему нет или почему да)

Лариса: Я люблю читать качественную фантастику. Иногда с удовольствием перечитываю Герберта Уэльса, Жюль Верна, Рэя Бредбери. Но желания погрузиться в этот мир в качестве автора не возникало ни разу.

Вот детективы, как новый для меня жанр, я хотела попробовать писать. И спонтанно сочинила, как уже упоминала, первую историю. Сейчас подумываю о продолжении. Хочется даже замахнуться на серию рассказов.

- Оцените успех психологических драм у современного читателя. По Вашему опыту, насколько этот литературный жанр востребован и актуален?

Лариса: Сложно оценивать, не имея большой выборки или хотя бы статистики. На мой взгляд, психологические драмы всегда находили и будут находить своего читателя. Потому что заставляют думать, анализировать, погружаться в мир переживаний и ярких эмоций. Но мы живем в таком шатком мире, где в повседневной жизни у человека происходит столько драм, что зачастую проще полистать что-то лёгкое, что-то уносящее в другой мир, где нет проблем, или возникающие проблемы тебя реального точно не коснуться. И тогда выбор читателя падает на другие жанры. Это абсолютно нормально. Каждый выбирает то, что близко здесь и сейчас, в моменте.

- Есть ли способ у автора заставить читателя себя услышать и задуматься над предложенными тезисами?

Лариса: Заставлять никого нужно. Я абсолютно уверена, что мы можем приглашать читателя в свой мир. Но только он решает, куда и зачем ему идти.

- Как Вы считаете, какова роль книги в жизни обывателя двадцать первого века? Какую роль Вы отвели бы своим произведениям в жизни тех, кто с ними познакомится?

Лариса: Книга, на мой взгляд, была, есть и будет. И неважно, будет ли она электронной, бумажной или предлагаться в аудио-формате. Книга учит, подсказывает, дает ответы или наталкивает на размышления. Книга дает возможность отдохнуть, погрузиться в новый мир, посмеяться или погрустить. Разве можно от этого отказаться?

- Какую роль Вы отвели бы своим произведениям в жизни тех, кто с ними познакомится?

Лариса: А про роль моих произведений в жизни читателей нужно спрашивать у них. Конечно, я бы хотела, чтобы герои моих историй кому-то помогли, кого-то выдернули из депрессии, заставили по-другому посмотреть на мир, помогли поверить в себя, а у кого-то вызвали улыбку и желание улыбнуться новому дню.

И если это происходит, то для меня это самая лучшая награда.

- Тогда пусть героини Ваших книг станут добрыми друзьями для читателей и проведут их сквозь тернии проблем к радости и удовлетворению от своей жизни.

Руководитель пресс-службы Академии Литературного Успеха Екатерина Кузнецова

 

Счастливой быть не запретишь. Лариса Агафонова
Надо только выучиться ждать. Лариса Агафонова
Кладовая женских тайн. Лариса Агафонова

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети