Космология Нила Геймана

Космология Нила Геймана

Пока большинство авторов повторяют сюжеты друг за другом, надеясь превзойти конкурентов, Нил Гейман изобретает собственные пути на литературный олимп. Если окунуться в творчество этого писателя, удастся найти немало интересных, самобытных книг с неоднозначными сюжетами. Наиболее известной из них является роман «Американские боги», по которому несколько лет назад сняли сериал. Получился он весьма экстравагантным, более чем фривольным и богохульным, но сознание переворачивает. Впрочем, с оригинальной литературной версией фильм никак не сравнится.

В чем же необычность концепции, предложенной Нилом Гейманом? Главное тут особая космология, которую он частично придумал, частично заимствовал из фольклора и классики. Гейман решил поверить сразу во всех богов, которые когда-либо существовали в природе. Давным-давно в Старом Свете им поклонялись. Они были могущественны и сильны, так как питались энергией людей, возносивших им молитвы и приносивших жертвы. Когда переселенцы из Европы, Азии, Африки начали перебираться в Новый Свет, они везли с собой не только багаж, но и своих богов. Но в Америке ожидаемо было меньше тех, кто искренне верил в каждого из них. Постепенно и эти немногие умирали, не передавая убеждений потомкам. Вот и ослабели боги прошлого, превратились в никому не нужных стариков, нищих, побирушек, готовых на хитрости ради крох энергии, которая когда-то лилась к ним полноводной рекой. А их место заняли боги новые. Телефон, телевидение, интернет. Очень остросоциально и по-современному философично. Естественно, началась война между новыми и старыми вершителями судеб, в эпицентре которой оказался главный герой, по сути неудачник, а по факту — сын Одина от смертной женщины. Ему-то и предстояло поставить точку в жесткой и бескомпромиссной борьбе.

Книга читается трудно. Часто приходится возвращаться назад, чтобы найти важные акценты, пропущенные при первом прочтении. Персонажи неоднозначны. Все. И люди, и боги. И старые, и новые. Границы между добром и злом смазаны, но поступки характерны. О том, что хорошо, а что плохо, читатель должен сделать выводы сам. От вечных ценностей его заключения сильно не отклонятся, но нюансы непременно будут. Частенько с автором хочется поспорить. Порой бывает противно, потому что, как и в любой космологической теории испокон веков, тут много нарочито низменного, отвратительного, грубого. Иногда вдруг появляется воодушевление, вдохновение, ибо, опять же традиционно для формата, одухотворенность присутствует.

Божественное, как в мифах Древней Греции или Египта, сочетается с приземленным. Ослепительный свет — с приглушенными красками и откровенной чернотой. При этом у всего миллионы оттенков. Ни одна сцена не появилась просто так, чтобы было. Теория чеховского ружья в полной мере работает в творчестве Геймана. Каждая эмоция объясняется. Психологизма и драматизма с лихвой. Впечатление от книги сильное, но не каждый прочитает ее в один заход. Кому-то понадобятся перерывы, как между сезонами сериала.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети