Новая книга по программе поддержки авторов МСТС"Озарение"

Новая книга по программе поддержки авторов МСТС

Новая книга Валерия Ременюка «Запятая», выпущенная по программе поддержки авторов МСТС «Озарение»

 

Формат А5, стр.68, клеевой переплет.

 

ISBN 978-5-905398-09-4

Книгу можно приобрести в Интернет-магазине http://soyuz-pisatelei.ru/shop/48/desc/valerij-remenjuk-zapjataja


  

ПОЭЗИЯ ДУМАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ДУМАЮЩИХ ЛЮДЕЙ* 

Об авторском сборнике Валерия Ременюка "Запятая" 

Впервые читая название сборника Валерия Ременюка «Запятая», в силу своей профессии невольно представляю такую близкую и родную ученическую тетрадь с сочинением, где основной знак препинания – запятая. Да, запятая – любимый многими знак препинания. Но, знакомясь с поэзией Валерия Ременюка, конечно, понимаю, что авторский сборник «Запятая» - это отнюдь не ученическая тетрадь, а откровение Поэта. Вижу, что запятая здесь – старшая сестра в большой и дружной семье знаков препинания, которые помогают автору и читателю размышлять. 
Сборник «Запятая», состоящий из 4-х частей (1. Философский уголок, 2. Природные явления, 3. Гражданский марш, 4. Смеховые изделия), начинается с одноимённого стихотворения, которое сразу заставляет думать. Само стихотворение о запятой в гипертексте представляется мне « неким гипертекстом», содержащим информацию, ссылки. Эпитетов мало: месяц золотой, нелепой запятой. Первые две строчки (По небу месяц золотой /Плывет нелепой запятой…) – это постоянный эпитет, неожиданный эпитет, метафора, сравнение… Первая строчка настраивает на лирический лад, но уже использование в данном ряду лингвистического термина «запятая» настораживает. Всё становится ясным в третьей строке, где буквально натыкаешься на термин «гипертекст» и понимаешь: не о природе пойдёт речь, а запятая – это не просто сравнение. Запятая – атрибут любого текста, тем более гипертекста, в котором без неё не обойтись, поэтому, наверное, она становится героиней стихотворения: то она знак препинания, то «месяц золотой». Её превращения очень важны: хочешь правды добиться, иди туда, за запятую, «зри в корень». Ну, а нет, так просто любуйся на месяц, да и пребывай в неведении. Сама по себе запятая равнодушному взгляду ничего не даст, ни о чём не скажет. Скользя по поверхности, вряд ли много узнаешь. А где глубина? Где истина? Где правда, которая, как известно, бывает горькой? Чтобы узнать её, необходимо шагнуть, не боясь, дальше запятой: 
Что ожидает нас с тобой – 
Сокрыто там, за запятой. 

Одна из функций запятой как знака препинания – разделительная. И в жизни есть граница, разделяющая правду и ложь. В чём смысл жизни? Презрев покой и уют, страдать и мучиться? Автор честно предупреждает, что это чревато последствиями: 

Когда открыта глубина 
От самой пены и до дна, 
Когда секретов больше нет, 
Не ослепил бы этот свет! 

Или жить спокойно, не ведая правды? 

Куда спокойней кушать кекс 
И не соваться в гипертекст, 
И видеть вместо запятой 
Всего лишь месяц золотой… 
____________________________ 

*Несколько перефразированное выражение Булата Окуджавы: «Авторская песня – это искусство думающих людей для думающих людей». 
Рассуждения философского характера, как правило, требуют усложнённого синтаксиса. Сложные предложения (строфы 1, 2, 3, 4, 5) отражают сложный анализ изображаемой жизни. В жизни только на первый взгляд всё просто: жил, родился, женился, умер. В стихотворении «Запятая» всё далеко не просто. Лирического героя волнует вечный вопрос: в чём смысл жизни? Он философствует, ищет ответ, находит варианты для выбора, который в жизни сделать необходимо. Как прилежный ученик, каждый человек решает жизненную задачу сам и делает выбор. Казалось бы, такая серьёзная тема, но автору удаётся размышлять, слегка иронизируя. Этому служит макаронический стих - нарочитое использование иностранных слов: what is next, , who is who. Употребление разговорного слова «соваться» вкупе с устаревшим и высоким «сокрыто» создаёт сатирический эффект. Кстати, в рассматриваемом сборнике много разговорных слов. Может быть, такое их обилие покажется излишним, но, думаю, что использование разговорной лексики скорее органично, чем излишне, так как оживляет текст. 
Композиция стихотворения кольцевая: начинается стихотворение сравнением «месяца золотого» с запятой и заканчивается тем же образом месяца, похожего на запятую. Кольцевое построение произведения способствует логической завершённости темы стихотворения, а лексический повтор (нелепой запятой; по запятой не разгадать; сокрыто там, за запятой; и видеть вместо запятой…) становится средством создания поэтического подтекста, углубляющего содержание высказывания. Автор думает, и вместе с ним думает читатель. О чём? 
Поэта-философа волнуют вопросы вечности, времени в стихотворениях «Об иллюзиях и вечности», «Календарь». 

Представляется мне даже, 
Терпеливо Время, но, 
Позабудь его уважить - 
Остановится оно, 
Отливаться перестанет 
И в минуты, и в года. 
Ну, а если и не встанет - 
Мы отстанем навсегда. 

Да, Время – понятие абстрактное, но вполне ощутимое. И течёт Время « нескончаемым потоком,/ Как бесшумная река,/ Время льется из кувшина,/ Что подвешен в вышине…». Время оставляет отпечаток на судьбе человека, на его лице, на вещах, которые окружают человека. Время может быть так безжалостно! В стихотворении «Беседа» описана история одного художника: 

Жил да был один художник, жизнерадостный вначале, 
Да с годами потускнели и веселие, и прыть, 
Но зато он научился разговаривать с вещами, 
Так что даже старый зонтик он умел разговорить. 

Время сыграло с ним дурную шутку: родные умерли, он остался один. Но есть Вещи. Хотя и старые, но они есть, и старый художник беседует с ними: 

И беседует художник среди бликов, среди пятен 
С образцами интерьера в оглушающей тиши. 
Он, конечно, не лунатик, не напился и не спятил. 
Просто, умерли родные. 
Не осталось 
Ни души. 
Одиночество – вечная тема. Вспомним строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова: 
И скучно, и грустно, и некому руку подать 
В минуту душевной невзгоды… 

И в стихотворении «Апрельское» (2. Природные явления) поэт касается темы одиночества: 

Сошлись и цифры, и терпенье у ноля. 
Апрель до времени ушел в иные дали. 
Ушел один, и снова восторжествовали 
На всей земле метели февраля… 

В этом стихотворении немногочисленные эпитеты (оригинальным, пламенной, алых), антонимы и контекстуальные антонимы (мороз – тепло, февраль – апрель, ушел – восторжествовали), а также выразительные глаголы (пульсировала, подтаивал, располагал, слетели, вздыхал, сошлись, ушел, восторжествовали) создают чарующую картину наступления весны. 
Как бы ни была прекрасна природа, она может нанести неожиданный и сокрушительный удар. Природа, которой мы привыкли любоваться; природа, которую мы привыкли укрощать, подчинять себе; природа, которую мы часто бездумно уничтожаем, - эта природа бунтует: 

Цивилизация до хруста 
Сложила кости домино. 
Мы отдуплились: «пусто-пусто». 
Плывет пустое кимоно… 

В стихотворении «Цунами» поэт неравнодушным взглядом смотрит на трагедию в Японии: « С глубоким соболезнованием народу Японии …….и предостережением нашему собственному». 
Стихотворение серьёзное, но, как это часто бывает в стихах Валерия Ременюка, оно написано с горькой иронией: 

Вот так кайфуешь за стена’ми, 
Мой дом-де это цитадель! 
И вдруг - привет! – пришла цунами, 
И, как щенка, тебя оттель. 
Ты, мол, - За что? Кто покусился?! 
Зачем, мол, жребий так жесток? 
А это - чтоб не заносился, 
Не забывал про свой шесток! 

Это стихотворение не читается, а поётся. Поётся как бардовская песня. Голоса поэта Ременюка не слышала (хотя уверена – он поёт), поэтому для меня эти стихи поются голосом Владимира Высоцкого. И этим, думаю, многое сказано. 
Вообще поэт Валерий Ременюк – неравнодушный человек, поэт-гражданин. Его «Гражданский марш» (часть 3) звучит актуально, будь то стихи о Вознесенском или о Перельмане. И, конечно, «Сапсан»! 
Четвёртая часть «Смеховые изделия» неожиданной не является, ведь последнее в 3-ей части стихотворение «Сапсан» подкрался незаметно» подготавливает, настраивает на «смеховой» лад. Разговорные слова (робяты, рассовав, матюки), а также диалог – всё это приземляет и служит плавным переходом к шуточной части, к стихотворению «Арбузы». 
В стихотворении сочетается реальное (о чём сообщается в эпиграфе) с воображаемым, придуманным. Реальное: «В новостях НТВ и Пятого канала от 17.08.10 сообщили, что под Питером обнаружены дикорастущие арбузы в количестве пяти штук!» Придуманное: 

Несмотря на чьи-то сожаленья, 
Климат наш меняется, и вот, 
Уж недалеко до объявленья: 
«Требуется фирме бахчевод». 

Далее идёт совет «походить на курсы бахчеводов». 
Шуточные стихотворения «День здоровья в лесу» и «Гиппопо тут, гиппопо там» с загадочным названием как-то отвлекают от проблем, можно расслабиться, посмеяться… А «Гольфстрим украли!», хотя и «смеховое изделие», но в нём автора снова беспокоят глобальные вопросы, о которых он размышляет с юмором. «Смеховые изделия» легко читаются и поются, как, впрочем, и все стихи, представленные в сборнике «Запятая». 
Да, запятая – важный пунктуационный знак, который помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Смысл написанного Валерием Ременюком в сборнике «Запятая», думаю, понятен всем «думающим людям». 

 

Логачева Ольга Александровна, победитель конкурса «Рецензент» 


 
 

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети