На скамье подсудимых: метеориты-убийцы

О карах небесных, в том числе и камнепадах, наносящих немалый урон, известно достаточно много историй с древнейших времён. Да и современная пресса порою рассказывает о гибели людей или животных от падения метеоритов. Однако официально задокументированных фактов о причинении небесным телом смерти человеку не так уж и много. И практически все они — современные.

Но вот в недавнем времени турецкие учёные, работавшие в архиве, обнаружили письменные свидетельства о том, что в результате падения метеорита был убит один человек и один ранен. Исследователи нашли три письма, датированные 1888 годом, в которых местные чиновники весьма подробно рассказывали о чрезвычайном происшествии.

Общая картина такова: 22 августа указанного года в вершину холма поблизости от города Сулеймании (территория нынешнего Ирака) врезался метеорит, состоящий из нескольких объектов, которые падали на землю в течение десяти минут.

Тем временем в соседнем городе наблюдали картину, как со стороны юго-востока по небу пронёсся огненный шар, разлетевшийся от взрыва на несколько обломков. Они нанесли большой урон сельскому хозяйству, повредив урожай на полях, а также одного человека, вероятно, контузили, а другого убили. К одному из писем, судя по тексту, прилагался обломок метеорита, однако обнаружить его в архиве исследователи пока не смогли.

Фото из Интернета

До этого времени первым зафиксированным случаем гибели человека от космического гостя считалось происшествие в Индии в 2016 году. На территории инженерного колледжа там упал метеорит, в результате чего трое проходивших мимо людей были ранены, а один погиб. Как пояснила министр штата Тамилнад Джаярам Джаялалитха, небесный пришелец образовал на земле небольшой кратер, а взрывная волна повредила находящиеся неподалёку здания.

Изначально рассматривалась версия теракта, однако она не подтвердилась, и виновником был назначен метеорит. Тем не менее специалисты НАСА и астрономы из Индийского института астрофизики утверждают, что он здесь совершенно не причём.

Ещё ранее, в 70-х годах прошлого века, была зафиксирована гибель от метеорита живого существа — коровы. Произошло это в Венесуэле.

Однако учёные не теряют надежды и многие земные катастрофы, повлекшие массовое исчезновение фауны и флоры, приписывают космическим объектам. Конечно, падение метеорита 65 миллионов лет назад никто задокументировать не мог, однако именно оно, по мнению многих исследователей, привело к вымиранию динозавров.

Фото из Интернета

Но что интересно: до недавнего времени считалось, что небесный гость-убийца приземлился на морское дно возле Мексики. Там обнаружили огромный кратер. Теперь же учёные полагают, что метеорит, убивший динозавров, упал в Индии возле современного города Мумбаи.

Об этом заявила группа учёных Техасского технологического университета. Здесь тоже был обнаружен ещё больший по размерам кратер, и по расчётам специалистов энергия, высвободившаяся при столкновении метеорита с Землёй, «эквивалентна взрыву 100 триллионов тонн динамита». Этот-то взрыв и мог стать причиной вымирания динозавров: по словам руководителя группы Санкара Чаттерджи, пыль, поднявшаяся в небо, на несколько месяцев скрыла Солнце, что привело к необратимым изменениям в природе планеты.

В свою очередь исследователи Эдинбургского университета полагают, что этот взрыв уничтожил не только динозавров, но и многие виды сумчатых животных, иначе почему их в настоящее время так мало?

Относительно недавно в «убийстве» обвинили и самый знаменитый — Тунгусский — метеорит. И хотя сейчас говорят о том, что это был вовсе не метеорит, а астероид, который, войдя в земную атмосферу, смог вырваться из магнитного поля планеты и полететь дальше, он всё-таки нанёс ощутимый вред Земле. И мало того что он повалил тайгу, так, возможно, ещё и виновен в гибели нескольких видов птиц, в частности, так называемого гуся Сушкина, который был описан учёным в конце девятнадцатого века, а исчез в первой трети двадцатого.

Минимум зафиксированных фактов говорит о том, что вряд ли метеориты целенаправленно выбирают жертвы, однако их влияние на экосистему планеты в целом отрицать нельзя.